| |
Тоталитаризм
- (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
В научный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Го¬бетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашист¬ской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянс¬кого фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д.
Муссолини и его сподвижники придавали данному термину поло¬жительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тота¬литарную волю, тоталитарное государство. Но за пределами итальян¬ского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет не¬гативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политоло¬гии.
Во второй половине 40-х годов началась "холодная вой¬на". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Западом и Востоком; демократию и то¬талитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры.
Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тота¬литаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная дик¬татура и автократия",1956), Р.Арона ("Демократия и тоталита¬ризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология; 2. одна партия; 3.террористическая тайная по¬лиция; 4.монополия на средства массовой информации; 5. централи¬зованная экономика.
Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Если в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы – принуждение людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарата контроля, в недопущении широких масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы всеми, а не только избранными функции управления и контроля. Люди воспринимают это как «самопринуждение» ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народа, выполняющие его волю. А культ тирана, свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа.
При тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс, но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле.
В условиях тоталитаризма люди уверены, что они «сами творят свою историю», сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии.
Таким образом, главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает субъектом политичес¬кой власти, хотя в действительности наблюдается полное отчуждение человека от власти.
Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неук¬лонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется пу¬тем разрушения органических связей, отчуждения людей от собствен¬ности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного че¬ловека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей.
Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитар¬ной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению.
Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное на¬силие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуля¬торов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого
отдельного человека.
Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом. Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни.
Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.
Полезная информация: На сайте rome-history.info есть вся история Рима
| |