| |
Справедливость политическая
- осуществление естественных или нормиро¬ванных отношений между субъектами и объектом политики, институтами и гражданами, государственным аппаратом и населением. Политическая спра¬ведливость является очень динамичным и трудноопределимым понятием в социальной и политической практике. Она зависит от многих факторов: от формы политической организации, зрелости политической культуры, поли¬тического режима, распределения общественных и политических интересов и т. д.
Политическая справедливость находится в стадии становления. Ее зрелая форма связана с развертыванием институтов политической свободы и демократии расширяется сектор справедливости. Причем для определен¬ного единства экономики и политики характерно строго определенное со¬держание справедливости. Так, для классического феодального общества в Европе естественной выступала сословная справедливость, воспринимае¬мая, зачастую, как несправедливость.
Значительным шагом в развитии справедливости можно считать по¬литическую демократию, основанную на равноправии. В развитом промыш¬ленном обществе отношения справедливости опираются на равенство всех членов общества перед законом. Сфера права, которая получает свое выс¬шее развитие в идее правового государства, позволяет создать структуру формального равенства граждан. Это формальное равенство и является ос¬новой политической справедливости в условиях развитой западной демок¬ратии.
Кроме равенства справедливость определяет отношение к челове¬ку, его культурно-политический статус. В этом отношении на становление справедливости оказало влияние развитие идей либерализма. В основе дан¬ного направления формирования справедливости лежит понимание челове¬ческой личности как высшей ценности общества. Традиционно либерализм связывают со «здоровым» буржуазным эгоизмом. В рамках данного процесса справедливость гарантирует неприкосновенность индивида в границах за¬кона и гражданского процесса. С другой стороны, либерализм выражает общечеловеческое стремление к личностной суверенности. Это обстоятель¬ство выводит понятие справедливости за рамки наличной политической си¬туации, превращает ее в идеал.
Отношения справедливости и несправедливости в значительной мере зависят от политического режима. Не форма власти, а ее реальное содержание выступает реальной основой справедливости. Так, при тотали¬тарных режимах в обществе господствует несправедливость. Формальная демократия также связана с несправедливостью. Можно констатировать, что населению России еще не представлялась ни разу возможность даже почувствовать, что такое политическая справедливость.
| |