| |
Альтернативы развития
- в политике - новые политические, соци¬альные идеи и социальные движения, представляющие собой попытку выйти за рамки традиционных представлений о проблемах и конфлик¬тах, возникших на исходе XX столетия.
Само слово альтернатива означает необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможными. Сторонники альтерна¬тивного общественного развития претендуют на разработку третьего пути, что свидетельствует о пессимистическом отношении как к тра¬диционному буржуазному демократизму, так и к социализму, комму¬нистической идее и практике.
Отправной точкой экономической модели альтернативного разви¬тия является разрыв с принципами индустриальной эпохи. Подверга¬ются резкой критике различные стороны капиталистических произ¬водственных отношений, милитаризм, бюрократизм, политика развитых стран в отношении развивающихся и, главное, - разрушающее духов¬ный мир человека стремление к наживе, прибыли.
В альтернативных движениях руководствуются такими основными политическими принципами как уважение различий, устранение диск¬риминации, гарантия прав меньшинства. Свобода объявляется принци¬пом социальной организации на всех уровнях(общины, города, регио¬на и т.д.). Автономия распространяется на все сферы жизни. Госу¬дарственная власть и вмешательство должны быть сведены к минимуму.
В политической сфере альтернативистов отталкивает мощь поли¬тической системы с ее политическими организациями, общественными институтами, политическими механизмами (представительной демокра¬тией, централизованным принятием решений и т.д.). Центральное место в альтернативных разработках занимает идея "базисной" де¬мократии. Так, в программе партии "зеленых" в ФРГ отмечается, что "базисно-демократическая политика означает осуществление децент¬рализованной прямой демократии и что решениям базиса должно быть
представлено принципиальное преимущественное право. Децентрализо¬ванные объединения ( на местах, в округах) должны получит далеко идущую автономию и право на самоуправление".
Английские исследователи альтернативных движений С.Котгров и А.Дафф выделяют следующие компоненты их политической концепции:
- целостный подход к мировым проблемам. Взаимозависимость всего, в том числе и человеческих сообществ;
- тревога по поводу экологических проблем как ключевой мо¬мент целостного подхода. Понимание конечности возможностей эко¬системы и множественной взаимозависимости всех ее элементов;
- обеспечение мира и ядерное разоружение, снятие психологи¬ческого климата незащищенности, перевод военных расходов на социальные нужды;
- децентрализация социальной и политической активности, перестройка общественных структур на основе демократии участия;
- трансматериалистические убеждения, способность говорить о духовности в формулах, понятных религиозным людям, акцент на са¬мореализации и внутреннем совершенствовании;
- постпатриархальные перспективы. Феминизм - ключевой эле¬мент альтернативной политики;
- солидарность с третьим миром. Новые представления о росте и развитии, в центре которых стоит принцип самообеспечения, соци¬альные и культурные цели;
- социальная ответственность перед бедными и "трудящимися классами";
- культурный плюрализм, направленный против стандартизации массовой культуры;
ненасильственное изменение;
- упор не на идеологиях или фиксированных целях, а на вовле¬чении (просвещении, мобилизации) масс.
Проекты альтернативного развития во многом содержат позитив¬ные элементы, рациональное зерно и обладают мобилизующей силой.
| |