| |
Сознание политическое
- осознание социокультурной целостности частич¬ным, идеологическим образом, направленное на сохранение и защиту наци¬онально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Политическое сознание является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности.
Политическое сознание отличается от сознания всеобщего харак¬тера тем, что оно стремится к осмыслению целого на основе системы цен¬ностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д. В зависимости от специфики куль¬турно-технологической и политической организации общества, эти ценнос¬ти могут колебаться в границах приоритетов политического пространства. В то же время политическое сознание не может не быть идеологизирован¬ным, оно имеет акцентированное практически-властное значение и выпол¬няет свойственную ей функцию осмысления общества с позиций политичес¬кой организации и власти.
Проблема истинности актуальна и для политического сознания, несмотря на то, что оно всегда содержит идеологически-спекулятивный момент. Момент истинности политического сознания находится в границах его адекватности осознаваемой социально-политической ситуации. Особен¬но актуальна адекватность данной формы сознания в критические, кризис¬ные моменты истории в значительной мере зависит направленность и сте¬пень концентрации социальной энергии, экономической, дипломатической или военной силы, а следовательно, судьба государств и народов. Адек¬ватность, соответствие сознания социально-политической ситуации и спо¬собность это сознание за счет организации превратить в реальную соци¬альную силу может преодолеть кризис в обществе.
Неадекватность политического сознания, выражающаяся в иллю¬зорности, утопичности или субъективности, выходящей за границы полити¬ческого пространства разрушает общественную мощь, приводит к нараста¬нию кризисов и гибели национально-государственных образований (стран). В то же время политическое сознание как таковое может способствовать смягчению кризисных ситуаций. Бескризисное развитие истории можно счи¬тать критерием истинности политического сознания и соответствия поли¬тической структуры и политической элиты реальным общественно-полити¬ческим отношениям. Подобное отношение к политическому сознанию связано с тем, что всякая политика начинается с осознания существующего об¬щества, постановки тех или иных управленческих, политических целей.
Политические цели являются непосредственной основой организа¬ции политической деятельности. Поэтому от того, насколько ясно и адек¬ватно представители политической элиты понимают свои задачи и возмож¬ности их решения, зависит эффективность политического управления, и, следовательно, состояние реальной жизни государства и населения. В са¬мом общем плане политическое сознание складывается в определенной культурной ситуации и определяется ею. Так, во всех культурах, кроме западной, политическое сознание носит иррациональный, «ненаучный» ха¬рактер. Политическое сознание имеет формы традиций, религиозных прин¬ципов, священных и индивидуальных озарений, гаданий и предсказаний, толкования снов и видений, откровений мудрости, определения судьбы лю¬дей и государств по священным книгам, гороскопам, общения с духами предков и великих предшественников, и т. д.
История развития политического сознания берет начало в мифоло¬гии в странах Востока. Политическое сознание в Европе сначала имело те же формы, что и на Востоке. Высшей его формой была мудрость великих законодателей. Они издавали законы, по которым люди должны были жить веками. Из античной древности до нас дошли мифы о семи мудрецах. В их число входили разные люди. В реальности их было гораздо больше. Им удавалось лучше других осмыслить социальную действительность и выра¬зить ее в общих формах законов, выполнение которых в рамках политичес¬кой организации общества гарантировало максимальную успешность всего общественного существования, воспроизводства.
Современные психологи (К. Юнг) пришли к выводу, что в резуль¬тате социального опыта создается поле бессознательного, в котором «ви¬тают» идеи. Наиболее способные к этому люди улавливают, осмысливают эти «флюиды», образы и превращают их в идеи, политические программы, законы и т. д. Значительная часть осознания осуществлялась в религиоз¬ной форме. В этой форме сознание шло от пророков, которые мыслили, как считается в рамках религиозного мировоззрения, не сами, а выражали во¬лю Бога. Кроме этих иррациональных моментов, начиная со времен античной Греции, к массиву политического сознания присоединяются принципы, выра¬ботанные в русле философии, метафизического сознания.
Великие философы древности Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и другие пытались создать универсальные политические систе¬мы, которые были бы основаны на универсальных принципах добра, спра¬ведливости, гармонии, общественного блага и т. д. Например, Аристотель был духовным наставником Александра Македонского, политическое созна¬ние которого, в совокупности с организаторским гением, оказало решаю¬щее воздействие на политическую организацию эллинского мира. Эпоха но¬вого времени превращается в культуру нарождающегося научно-техническо¬го прогресса. Эта культура вызывает к жизни небывалое в прежней исто¬рии развитие рационального сознания, в основе которого лежит метод ло¬гики.
Логика концентрирует в себе весь прошлый опыт человечества, а он, в свою очередь, целенаправленно проецируется на предмет научного, рационального знания. В результате сознание принимает форму закона. Предмет познается объективно, одинаково для всех людей. Такое знание может технологически воспроизводиться в любых условиях, что необходимо для промышленного производства. Человечество устроено так, что гос¬подствующее сознание эпохи приобретает всеобщий характер. Произошло это и с политическим сознанием.
Эмпирическая направленность сознания, сформулированная Ф. Бэ¬коном, изменяет и эпистемологическую, познавательную направленность идеологии. Лучшие умы Европы пытаются политическую структуру осмыслить рационально, научно. Для этого, как казалось, достаточно познать зако¬ны развития общества, сущность политической организации, объединить их и показать людям, как нужно жить в условиях оптимальной политико-соци¬альной системы.
Высшей точкой притязаний рациональной идеологии можно считать марксистскую теорию. Маркс и Энгельс, исходя из принципа материалисти¬ческого понимания истории, подвергли теоретической критике общество буржуазных отношений. Они пришли к выводу, что для создания общества справедливости необходимо преодолеть частную собственность на средства производства и создать бесклассовое общество. В этом обществе все должны трудиться в сфере производства материальных благ, заниматься всеми остальными социальными функциями, включая и сферу политики. По мнению Маркса, это создало бы возможность гармонично развиваться всем людям, что в свою очередь развило такой процесс в обществе, который позволил бы обойтись без политики. В коммунистическом обществе, по этой теории, управление вещами сменит управление людьми, а это поможет преодолеть политическую организацию общества. Эта теория была так привлекательна, что миллионы людей стали ее последователями.
В России конца ХIХ века кризисное состояние общества выступа¬ло побудительным мотивом для идеологических поисков путей реформирова¬ния. Теория Маркса, созданная для развитого промышленного общества, была воспринята как научная социология радикального характера и была приспособлена к российской действительности Лениным. После революции 1917 г. партия большевиков осуществила дерзкую попытку создания об¬щества на основе марксистско-ленинской идеологии. В результате в СССР было за кратчайшие сроки создано промышленное общество, страна была превращена в мощнейшую милитаризированную сверхдержаву. В то же время никакого коммунизма не получилось, а эксплуатация, с которой должны были бороться коммунисты, превратилась в сверхэксплуатацию. Политичес¬кий режим вместо свободы принес террор тоталитаризма, а через семь де¬сятилетий система рухнула.
Можно констатировать, что с момента появления политического сознания до самого последнего времени, политические цели, которые ста¬вятся во всеобъемлющих радикальных программах, реализуются не так, как они задумывались. Появляются такие обстоятельства, которые не позволя¬ют воплотить в жизнь идеальные модели политического сознания. Это при¬водит многих мыслителей к выводу, что мы еще очень мало знаем о самих себе, о том, что такое общество. Именно по этой причине в восточных деспотиях практически нет свободных людей. Гармонизация осуществляется в них за счет всеобщего ограничения. В античности достаточной свободой обладали только свободные граждане. Рабы приравнивались к домашним жи¬вотным. В условиях феодализма свободными были высшие сословия. Только демократия делает людей формально равными по отношению к правам, к за¬кону.
Политическое сознание не в состоянии создать гармоничных усло¬вий жизни для всех членов общества даже в форме утопии - все утопии содержат внутренние противоречия, которые невозможно разрешить в их рамках. Политическое сознание выступает в форме идеологии, поэтому всегда идеологично. Идеологичность этой формы сознания заключается в том, что оно осознает общество в целом с позиций какой-либо его части
- класса, слоя, корпорации и т. д. Официальное политическое сознание выражает интересы господствующих социальных сил и элиты, а оппозицион¬ное - интересы какой-либо иной, нарождающейся или отмирающей, части социальной структуры.
Политические реалии стали основой для вывода, согласно которо¬му любое политическое сознание идеологично, частично и утопично (К. Мангейм). Это связано с вечным ограничением политики - выражать част¬ный интерес в качестве всеобщего. Ограничивать практически всех людей ради воспроизводства целого - государства - как величие, так и прокля¬тие политики. В современном обществе с ярко выраженными частными инте¬ресами и засильем бюрократии сформировать всеобщее политическое созна¬ние под силу только «внеклассовым», «беспартийным» интеллигентам.
Проблема деидеологизации политического сознания, придание ему статуса всеобщего, включение в него интересов всех слоев населения современного общества актуальна, но до сих пор нереализуема. Ее прин¬ципиальное решение связано с дальнейшей гуманизацией общества, его де¬милитаризацией, экологизацией, деэлитизацией и многими другими процес¬сами, затрагивающими интересы практически всего населения Земли.
Кроме деидеологизации перед политическим сознанием современ¬ности стоит задача возможности воплощения его выводов в реальную поли¬тическую практику. Данная проблема может быть решена, если политичес¬кое сознание кроме адекватности ценностной реальности приобретет ста¬тус технологичности. Политическое сознание реализуется через деятель¬ность государства и политических партий, различные формы организацион¬ной деятельности и т. д. От зрелости и адекватности сознания зависит во многом успешность всей политики.
| |