| |
Элиты теории
- (от фр.elite - лучшее, отборное, избранное) - идейно-политические концепции6 утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинс¬тво, осуществляющее в государстве власть на основе гегемонии, принимающее в рамках политической системы главные решения, отдаю¬щее приказы и контролирующее посредством бюрократического аппара¬та их выполнение.
Самые известные классические представители этой теории - итальянские социологи и политологи Гаэтано Моска (1856-1941) и Вильфредо Парето (1848-1923)
Г.Моска изложил свои идеи в книге "Элементы политической на¬уки" (1896), которая была переведена на английский язык и издана в 1939 году под названием "Господствующий класс". Политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинс¬тва (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Моска определял элиту как "класс, который правит", или как "класс лю¬дей, которые выполняют все политические функции" и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используются способы более или менее легальные, более или менее произвольные и насильственные, но ко¬торые обеспечивают первому классу материальные возможности для существования, жизненно необходимые средства для функционирования политического организма.
В. Парето, в вышедшем в 1915-1919гг. в четырехтомном "Трактате по общей социологии", опре¬делял элиту, в отличие от Моски, как группу, состоящую из людей, являющихся "наиболее продуктивными или наиболее способными", име¬ющими наивысшие показатели в определенной сфере деятельности.
Ученый разработал теорию циркуляции элит. Любая элита со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, динамизм, пер¬воначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. Одновременно растет контрэлита, готовая вытеснить властвующую элиту и самой стать господствующей. История воспринимается как смена социальных циклов. "Циркуляция элит" осуществляется с по¬мощью насильственных мер, свержений, революций, которые, по мне¬нию Парето, в целом полезны для общества.
Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности с "элитарными качествами" неэ¬литарного происхождения и устранялись из нее личности с качества¬ми неэлитарными. Но этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии стараются передать их по наследс¬тву. Ухудшается состав элиты и происходит количественный рост контрэлиты. Когда этот процесс приобретает широкие масштабы, контрэлита при поддержке масс (или даже без нее) свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.
У авторов теории элит преобладал психолого-политический под¬ход (отношения господства и подчинения) при недооценке роли эко¬номических, классовых факторов в деятельности руководящих элит.
В последующем сторонники теории элит Р.Ч. Миллс (1916-1962),С.Липсет, Р. Дарендорф и др. стали обращаться к социологическим и экономическим критериям. Широкое распространение получили эмпири¬ческие исследования руководящих элит различных политических систем.
Миллса, к примеру, не удовлетворяет точка зрения, согласно которой элита перестала быть «единой властвующей элитой». Большинство социологов считает, что для элиты характерно «распыление власти», происходит «саморазрушение» понятия элиты, поскольку насчитывается множество элит, представляющих собой своего рода баланс противоборствующих сил и т.д., то есть то, что совпадает с концепцией политического плюрализма.
По Миллсу пирамида власти включает три уровня: реальная власть, осуществляемая властвующей элитой (монополисты, правительственные лидеры, верхушка военщины); «средний уровень власти», выражающей групповые интересы (члены Конгресса); уровень «фактического бесправия» – масса, или политически инертное общество.
Миллс показывает, что реальную власть в США осуществляет узкий верхушечный слой (властвующая элита). Социальная мобильность в элите всегда была незначительной, и имеет тенденцию к еще большему сокращению.
Таким образом, в рамках теории властвующей элиты предметом анализа стала проблема отношения общества и политической власти.
| |