| |
Медиаторинг конфликтный
- направление регуляции социальных конфликтов с помощью по¬средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные теоретические и практические вопросы: от границ применения ин¬ститута посредничества до требований, предъявля¬емых к личности самого посредника.
В социальных конфликтах крупного масштаба, особенно имеющих определенное политическое зву¬чание, роль третейского суда с успехом играет го¬сударство или любые из его организаций. Стороны, принимающие участие в конфликте, как правило, охотно идут навстречу подобным организациям по целому ряду причин: во-первых, правительственные учреждения располагают материальными средствами, имеющими большое значение в жизни людей, и целевое использование этих средств может сущес¬твенно влиять на течение конфликта вплоть до его существенного ограничения или полного прекраще¬ния; во-вторых, государственные учреждения име¬ют законные возможности применять насилие - экономические санкции, политическое преследова¬ние, административное наказание или даже воору¬женную силу; в-третьих, правительство концентри¬рует в своих руках преимущественную долю социальной информации. Объективно, оно оказы¬вается гораздо лучше осведомлено о фактическом положении дел, ставших причиной социального конфликта, и может эффективно распорядиться этой информацией, призывая стороны конфликта к мирному обсуждению волнующих их проблем, тем более, что средства массовой информации преиму¬щественно тоже государственные; в-четвертых, кро¬ме компетентности, третейские возможности госу¬дарства опираются на прочные традиции авторитета законной власти, традиции послушания и граждан¬ского повиновения; в-пятых, государство везде при¬знается необходимым инструментом, подчинение ко¬торому рассматривается как вполне нормальное явление и не вызывает затаенных чувств мести и реванша, как это бывает в случае вынужденного подчинения победителю, оказавшемуся более силь¬ным и удачливым в данном противостоянии.
Роль третьей стороны в конфликте могут выпол¬нять не только правительственные, но и любые дру¬гие учреждения, организации или отдельные лица. Опыт показывает, что удачно подобранный посред¬ник может быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было бы вообще невозможно
Третейский судья может выступать в качестве формального, неофициального посредника, рекомен¬дации и решения которого не носят обязательного характера для сторон, а может иметь и другой, офи¬циальный характер. В этом случае речь идет об арбитраже, причем возможны две его разновиднос¬ти - когда приглашение его необходимо, а испол¬нение его решения не обязательно или, наоборот, когда обращаться к нему не обязательно, но вы¬полнение его решения необходимо.
Процесс посредничества в социальном конфлик¬те во многом зависит от позиции, которую занима¬ет сам посредник, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта и его крайне негативных последствий. В выборе этих средств субъект регуляции социальных конфлик¬тов не всегда может быть достаточно свободным. В его распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся кон¬фликту. Однако, по крайней мере, два обстоятель¬ства следовало бы учитывать практически в любой ситуации. Это, во-первых, возможную реакцию, какую могут вызвать те или иные из предприни¬маемых мер со стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный нейтралитет. И, во-вторых, устойчивые нормы морали, привычки и обычаи, господствую¬щие в конкретной социальной среде и регулирую¬щие поведение людей как в спокойной обстановке, так и в моменты конфликтов. Целесообразно счи¬таться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением. Следует из¬бегать средств как крайне слабых, так и крайне сильных по своему воздействию. Наиболее плодо¬творными чаще всего оказываются средства, осно¬ванные на умеренной реакции, поскольку именно они бывают вполне достаточными.Успех посреднической деятельности в значительной степени зависит от учета собственной логики развития конфликта, функции, задачи, возможности посредника значительно меняются в зависимости от того, в начале или в конце конфликта предпринимаются посреднические усилия, на взлете конфликтной напряженности или в условиях затухания конфликта посредник вмешивается в ход конфликтных отношений.Собственная логика конфликта, таким образом, представляет собой исключительно важную материю с точки зрения посреднической деятельности, всего института посредничества.
| |