| |
Я (self)
- Понятие Я имеет в йоге два принципиально различных значения. Существует
подлинное Я - атма, или пуруша (см.) - и ложное Я, физическое тело и разум,
которое в результате огромной ошибки человек считает своим настоящим Я. Развитие
такой персональности очень легко наблюдать в процессе роста ребенка: вначале он
обладает сознанием высокого уровня, но не имеет мыслей о себе самом как о
сущности или о чем-либо ином в мире, но затем он постепенно выстраивает свою
персональность, узнавая, что он может и что не должен делать, слушая, что о нем
говорят другие, и даже просто глядя в зеркало, пока не приходит к уровню
взрослого человека - чрезвычайно обусловленному, включающему стереотипы внешнего
вида, профессии и множество привычек тела, эмоций, способов действия и образов
мышления.
Развитая личность полезна для мира и общества, но йог не рассматривает ее
как самого себя, и когда он обретает ясное понимание различия между своим
подлинным Я и ложным Я, он постепенно все меньше интересуется последним, после
чего клеша (см.), которые образуют ложное Я, слабеют и улетучиваются, тогда как
медитации йога на истинном Я уводят его прочь от вопросов "Кто я? Что я?",
которые были необходимы вначале, и таким образом открывают путь интуиции и
проницательности, связанной с его подлинной сущностью. Он вплотную приближается
к тому моменту, когда Природа уже не может научить его ничему новому,
следовательно, он уже не нуждается в новых инкарнациях, и - самое главное - сила
его сознания становится твердой и мощной в самой своей природе, а подлинное Я
обретает Освобождение (кайвалья, см.).
В дополнение к характеристикам бытия, знания и счастья (сат-чит-ананда,
см.), Я часто определяется как неомраченное, незапятнанное (нирмалатва) и вечное
(нитья). Некоторые добавляют также шесть негативных характеристик: Я (1) не
существует (в категориях бытия проявленного мира, субъективно либо объективно);
(2) никогда не было сотворено; (3) не развивается; (4) не изменяется; (5) не
разлагается; (6) не прекращает своего существования. См. также Низшее Я; Высшее
Я; Не-Я; Сверх-Я.
| |