| |
Сиддхи (siddhis)
- Представляют собой набор из восьми оккультных сил - достижений,
совершенств, или приобретений, - сил разума, проявляющихся в отношении мира.
Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в
противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей,
на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к
самадхи (созерцанию, см.). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда
йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт
способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться
очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым
(гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять
любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и
власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя
способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь
дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой
области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним
воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства,
подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью
изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и
малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего,
астрономического уровня.
Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и
предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические
силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны,
начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), или
аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем
тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги, входящий в
пять обрядов ниямы (см.). Без практики восьми аспектов йоги (анга, см.), однако,
любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать
только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить
вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом
(яма, см.) йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной
магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить
характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума.
| |