| |
Воспитывающее обучение
- обучение, при к-ром достигается орга-нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к Другу, к усваиваемому уч. материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. о.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.
Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная пед. проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию (< естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем,
171
что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Гербарт считал обучение осн. средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. воспитания.
Современная отеч. пед. теория рассматривает обучение и воспитание в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.
В дидактич. аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. функций. Образоват. аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания; воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в пед. процесс, характерно взаимодействие между пед. условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.
Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен — он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.
Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. деятельности определяется тем, что в воспитании главное — приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. обр. на организацию идейно-политич., трудовой, обществ, и др. деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организованной работы. Этим обусловлено различение методов обучения и методов воспитания.
Целостность уч.-воспитат. процесса — не изначально присущее ему свойство. Любое обучение приводит к формированию у учащегося определ. отношений к обществу, природе, собств. личности и деятельности, черт характера и качеств личности. Но не всякая обученность влечёт за собой воспитанность. Обучение, не учитывающее сознательно поставленных воспитат. целей, может привести учащегося к успеху в учении, но в то же время и к формированию У него негативных черт личности. Хотя и в этом случае происходит процесс социального формирования. В этом проявляется относит, автономность, отдифференцированность как воспитания, так и обучения как целостных объектов.
Дидактич. отношения, развёртывающиеся в уч.-воспитат. процессе, по своему характеру отличаются от воспитат. отношений. Если дидактич. отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество создаваемых учителем, в известной мере искусственных, уч. ситуаций, то воспитат. отношение — непосредственно общественное, «напрямую» выводящее школьника в жизнь. Спец. воспитат. работа нужна потому, что путём обучения передаётся не сама деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы, фиксированные в обществ, сознании.
В ходе обучения, путём включения в его содержание специально подготовленного уч. материала, можно влиять на формирование определённых качеств личности, однако применение только методов обучения может оказаться недостаточным для навыков поведения в реальных жизненных ситуациях. Целесообразно различать момент усвоения норм поведения в процессе обучения и момент обучения в процессе формирования поведения.
Воспитат. функция обучения реализуется полнее при соединении учебной и др. видов деятельности учащихся. Педагог использует в процессе обучения имеющиеся у школьников знания, жизненный опыт и информацию, к-рую они получают вне школы; с др. стороны, результаты уч. деятельности применяются во внеучебной жизни ученика. В формировании мировоззрения учащихся каждый уч. предмет выполняет свою специфич. функцию. Именно систематич. изучение всей совокупности естеств.-матем., гуманитарных предметов, трудовое обучение повышают уровень всей работы по усвоению школьниками духовной культуры и норм нравственности. Естеств.-матем. науки не только развивают логич. мышление учащихся, но и на примере жизни великих учёных влияют на нравств. сознание школьников. Знакомство с преобразующей природу деятельностью людей, с достижениями науки и техники, как и изучение основ гуманитарных наук, подводят учащихся к пониманию явлений обществ, жизни. Преподавание гуманитарных предметов существенно для нравств. и эстетич. воспитания учащихся.
В. о. обеспечивается также путем активизации познават. и практич. деятельности учащихся, усилением роли самостоят, практич. работ, способствующих сознат. усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения. В. о. не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе,
Запись движения глаза при рассматривании объекта. Точками обозначены кратковременные фиксации взгляда.
Иллюзии восприятия (искажение форм квадрата), являющиеся результатом действия фона на фигуру.
Неоднозначная фигура, используемая для изучения взаимодействия фигуры и фона в зрительном восприятии.
о нормах поведения, но и требует личностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы взглядов и убеждений, к-рые становятся принципами, мотивами поведения. Достичь этой цели можно лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся. Реализация задач В. о. требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой методикой уч.-воспитат. процесса, осуществления комплексного подхода к воспитанию учащихся.
172
Лит.: Коротов В. М., Воспитывающее обучение, М., 1980; Лийметс X. И., Как воспитывает процесс обучения?, М., 1982; Лихачев Б. Т., Воспитат. аспекты обучения, М., 1982; Теоретич. основы процесса обучения в сов. школе, под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1989.
В. В. Краевский.
| |