| |
Левицкий дмитрий григорьевич
- (наст. фамилия — Носов) (1735 — 4.04.1822), живописец, портретист. Родился на Украине в семье священника, который был известен и как гравер.
Левицкий учился у своего отца и А. П. Антропова, под руководством которого участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 — 55). В 1758 Левицкий переехал в Петербург. За портреты архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) и откупщика Н. А. Сеземова (1770), представленные на выставке в Академии художеств в 1770, Левицкому было присвоено звание академика. В 1771—87 он руководил портретным классом в Академии художеств.
Левицкий — наиболее универсальный из русских портретистов XVIII в. Образы в портретах Левицкого сохраняют яркую индивидуальность. На портрете П. А. Демидова (1773) видна естественность и широта натуры богача, филантропа. В 1770-е Левицкий по заказу Екатерины II создал серию портретов воспитанниц Смольного института. Изображенные танцующими, музицирующими, разыгрывающими пастораль в театральных костюмах, юные «смолянки» пленяют обаянием молодости, естественностью грации и чувств. С к. 1770-х Левицкий входит в кружок Н. А. Львова. Углубленностью, духовным богатством и напряженной внутренней жизнью отмечены портреты Н. А. Львова (1781) и его будущей жены М. А. Дьяковой (1778). В 1780-е Левицким были созданы блестящие по выразительности исполнения работы — портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782), итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783), портрет-аллегория «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия» (1783), портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и др.
В поздние годы Левицкий написал портреты И. И. Дмитриева, А. С. Протасовой, Я. И. Билибина и др., отмеченные яркой выразительностью. После 1800 полуослепший Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого повлияло на формирование последующего поколения русских портретистов.
Л. Н. Вдовина
| |