Сделать "Стартовой"   Добавить в "Избранное"   Поддержать "Мир словарей"  
 

Украинская Баннерная Сеть
 

  Словари  
Словарь сленга хипи
Cловарь русской цивилизации
Словарь церковных терминов
Школьный этимологический словарь
Словарь иностранных Слов
Словарь прикладной интернетики
Словарь астрологических терминов
Словарь воровского жаргона
Словарь йоги
Cловарь компьютерной лексики
Архитектурный словарь
Новейший философский словарь
Справочник пo фразеологии
Педагогическая энциклопедия
Энциклопедия юриста
Психологический толковый словарь
Словарь русских синонимов
Исторический Словарь
Словарь Даля
Словарь медицинских терминов
Словарь по политологии
Теософский словарь
Толковый словарь финансовых терм



 
Поиск по словарям:
Ключевое слово: искать в:  

Исторический Словарь


Софийский собор - в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрым на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками XVII—XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей. Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что «Бог с людьми пребывает». Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др. Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Л.К.

0 - 9 - A - B - C - D - E - F - G - H - I - J - K - L - M - N - O - P - Q - R - S - T - U - V - W - X - Y - Z
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

Абалацкая «знамение»
Абалацкий знаменский
Абрамов федор александрович (20.02.1920-14.05.1983)
Абрамцево
Аввакум (аввакум петров) (1621-1682)
Август
Авель (1757-1841)
Аверкиев дмитрий васильевич (30.09.1836-7.01.1905)
Аверкий (таушев а. п.) (1906-1976)
Авраамиев богоявленский мужской монастырь
Авраамий и анастасия
Авраамий болгарский
Авраамий галичский
Авраамий ростовский, архимандрит (ск. ок. 1073-1077)
Авраамий смоленский
Авсень
Автаркия
Агапит печерский
Агафия
Агафоник
Аграфена купальница
Агренев-славянский
Ад
Адриан и наталия
Адриан андрусовский
Адриан пошехонский
Адрианов успенский
Азовское море
Айвазовский
Академия наук
Академия российская
Академия художеств
Акатов алексеевский
Акафист пресвятой богородице
Акафистная зографская
Акафистная хилендарская
Акилина
Акмолинск
Аксай
Аксаков иван сергеевич
Аксаков константин сергеевич
Аксаков сергей тимофеевич
Актюбинск
Алапаевск
Алатырь
Алатырь-камень
Александр
Александр иерусалимский
Александр куштский
Александр невский
Александр ошевенский
Александр попович
Александр свирский
Александр i павлович
Александр ii николаевич
Александр iii александрович
Александро-куштский успенский
Александро-невская свято-троицкая лавра
Александро-невский свято-троицкий
Александро-ошевенский
Александров
Александровск-сахалинский
Александровский завод
Александровский успенский
Алексеевский
Алексеевский
Алексей михайлович
Алексий
Алексий, человек божий
Алексий
Алексий ii
Алексин
Алеша попович
Алипий печерский
Алипий столпник
Алконост
«алтарница»
Алтарь
Альметьевск


Cтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

 
  Новые слова  
Выегозить
Выедать
Выезжать
Сальдар
Сальдо
Сальдо к переносу
Чьюта
Круг
Яснослышание способность
Разделение властей
Разоружение
Реализм политический
Трускавец
Тугарин змеевич
Тужа
Гомеопатия
Гонорея
Грыжа
Всякий раз
Всякими способами
Всякого жита по лопате
Геноцид (гено + лат. caedere — убивать)
Гентингтона хорея (греч. choreia — хоровод, пляска)
Генуинный (лат. genuinus — врожденный, природный, подлинный).
Двенадцати таблиц законы
Двойное гражданство
Двойное налогообложение
Гаудиг
Гафури
Гачев
Игра не стоит свеч
Играть в бирюльки
Играть короля
Абушенко в.л
Александрова с.н
Александрович н.в.
Абак
Алтарь
Амфипростиль
Alpha testing
Alpha value (alpha level, alpha channel)
Alphabet алфавит lowercase
Абсолют (absolute)
Абхинивеша (abhinivesha)
Абхьяса (abhyasa)
PУБИН (Rubis)
PУНЫ
PЫБЫ (лат. Pisces):
Weабонент - subscriber
Адаптация - adaptation
Административная система
Абажур
Аббревиатура
Абзац
Неделя
Непорочны
Обедня
АБАЛАЦКАЯ "ЗНАМЕНИЕ"
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ
АБРАМОВ



  Электронный словарь On-Line
2008 -2009
ESLOVAR
Веб студия SKYLOGIC