| |
АВВАКУМ
- (Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола
в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано
лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга
своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а
затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву,
вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных
пороков. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану
Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был
к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и
состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими
оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было
патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и
Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало
оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в
нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Обладая редкой
энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум
первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца
своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а
затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен был
в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не
переставал "ревностно бранить ересь Никонову", то переведен был в Енисейск, а
затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение
завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской
земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы
неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. В 1663 Аввакуму
позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной,
поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская
Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум
возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались
заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и
в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в
Пустозерский острог на Печоре. После четырнадцатилетнего, полного суровых
лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать
единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору
Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом,
приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.
С. Ю.
| |