| |
Библейские песни
- девять библейских текстов, которые служат темами для
песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения,
в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному
воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали
канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного
употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на
богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью
является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного)
моря (Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью): наставление
евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от
Бога (Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила
(последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка
Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исайи
"От ноши утреннюет дух мой" (Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из
чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков,
которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были
брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая
Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в
греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка
Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя Господа"
(Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя (Лк. 1;
68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в
большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она
отсутствует.
| |