| |
Кундалини (kundalini)
- Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в
полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о
Богине - фнудаментальной силе, или энергии, - таким образом, она женского рода.
Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал,
поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна (см.). По мере
практики лайя-йоги (см.), кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по
каналу, на который нанизаны шесть чакр (см.). Некоторые йоги говорят, что этот
процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника.
Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к
совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с
"качествами" человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, очень важно
не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по
крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями.
Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-
йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но
только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках
допускается использование и асан (см.), и кумбхаки (см.) и мудра (см.). Строгие
последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини
постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике
медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно.
Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей
их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В
сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал
под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором
говорят, что он "тонок, как паутинка". Йог продвигает кундалини настолько
высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или
чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую
чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого
центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор,
пока она не достигает "тысячелепесткового лотоса" (см. Сахасрара Падма) в
макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается
совершенством бытия. После этого, по мере своего отступления назад, кундалини
возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной
и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень
ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит
от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть
от степени его эволюции и способности избежать "личного фактора", собственного
влияния на описание виденного.
| |