| |
Шива (shiva)
- Один из великой троицы божеств, или проявлений сил Божественного в
Природе; двумя другими являются Брахма и Вишну (см.). Шива воплощает силу
разрушения, освобождающую человеческое существо от тех форм, в которых оно более
не нуждается, обеспечивая ему при этом то удовлетворение сознания, которое
является плодом опыта. Эта функция, или форма Божественного, таким образом,
является предметом особого внимания и почитания йогов, стремящихся к
освобождению. В нашей жизни перед нами предстают формы, или объекты (их
появление - функция Брахмы); наш разум исполнен волей к жизни среди этих форм,
их познанию и приданию им ценности (функция Вишну); наконец, мы обладаем силой
извлекать пользу из этого опыта, накапливая внутреннюю энергию, благодаря чему у
нас исчезает необходимость в оформленности (функция Шивы). По отношению к любому
объекту у нас возникает следующая последовательность ощущений: сначала
восприятие предмета, затем обладание им в то время, как разум накапливает знания
о нем, и наконец, обретение чего-то внутри нас, пробуждение возможностей и
способностей нашего сознания по отношению к этому объекту, после чего в самом
объекте уже нет необходимости. Большинство людей удовлетворяется обладанием
предметами, но йог продвигается дальше и стремится к обретению.
Сила Шивы приравнивается к Первому Логосу, Божественной Воле в
Проявленном, в то время как Вишну являет собой Божественную Любовь, заботливость
по отношению к дживам, а Брахма - Божественная Мысль, обеспечивающая
упорядоченность законов Природы, в том числе закона кармы (см.).
Последовательное проявление этих трех сил является причиной циклов рождения,
жизни и смерти в мире форм, актов, присущих всем объектам Природы и нашего
опыта. Объект возникает в нашем восприятии, воспринимается и постигается, а
затем исчезает. Путем мышления мы делаем нечто, путем любви мы это нечто
используем, а путем воли - отстраняем и переходим к следующему предмету. В
глубине сердца мы приветствуем этот процесс; в нем проявляется как наша личная,
так и Божественная воля. Йог наблюдает и поощряет это познание единения человека
с Божественным, имеющее место в самом человеке.
| |