| |
Упадхи (upadhis)
- В философии понятие "упадхи" означает отличительную особенность. По
отношению к человеку это подразумевает любые следы его пребывания в различных
сферах жизни, его тело с точки зрения его выражений, внешности и тех признаков,
по которым человека знают и узнают. Человек обладает тремя такими телами, или
состояниями бытия: причинным, или каузальным (карана упадхи), тонким (сукшма
упадхи) и грубым, или плотным (стхула упадхи). Эти тела называют также шарирами
(см.) или дехами (см.), и в этом значении все три понятия синонимичны.
Рассматривая типы отличительных свойств, на которые разделяются все
проявления человека для внешнего мира, можно выделить четыре основных формы:
саньджня (состояние разума в самом глубоком смысле); гуны (качества) человека;
его крийя (действия, поступки); и джати (статус относительно множества
разнообразных условий жизни). Последнее (джати) является проявлением кармы (см.)
человека; крийя представляют собой его текущие действия, совершаемые посредством
физического тела (стхула); гуны являют собой качества, определяющие тонкое тело
(сукшма), а саньджня есть его существо, состояние бытия, то, что современным
языком можно назвать эволюционным статусом человека, а на языке древности -
степенью пробужденности, завершенности пути, совершенства.
| |