| |
Санскара (sanskara)
- Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее,
проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния (см.). Она
рассматривается как психический центр части всеобщей инерции, который
функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность,
управляющая потоком мыслей в данный момент.
Когда воля это допускает, в низшем уме (читта) происходит перемена к
состоянию расслабленности, в котором в нем свободно, "от центра" (ассоциативно
сменяя друг друга) текут мысли, либо когда воля того требует, низший ум
переходит в управляемое состояние, течению мыслей "к центру" (к выбранному
предмету), что называется концентрацией (дхарана, см.). Такое состояние является
привычкой; другими словами, воля устанавливает склонность разума к
контролированию (ниродха). Человек, познавший ощущения при концентрации,
способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим
"воспоминаниям", или "возвращению" этих ощущений, и затем это состояние остается
в силе без специального внимания, ему уделяемого (ибо оно стало привычным) в
течение определенного периода времени. Таким образом, человек может обладать
либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим,
обычным состоянием разума является разрешение свободного ассоциативного течения
мыслей (дрейфа, распыления), но йога предусматривает практику концентрации, что
устанавливает новую санскару, обращающую течение мыслей к центру. В ней каждое
мгновение внимание возвращается и оживляет один и тот же объект. Когда
исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает
сфокусированное состояние разума. Привычная склонность превращает этот процесс в
спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий
внимания и становится основой медитации (см. Дхьяна) и созерцания (см. Самадхи),
то есть полной саньямы (см.).
Все объекты мира, включая органы восприятия человека, обладают своими
собственными привычками благодаря их санскарам.
| |