| |
Реальность (reality)
- Патанджали утверждает, что предметы мира являются реальными, ибо, несмотря
на изменения в их формах, они сотканы из непреходящей субстанции. Он доказывает
то, что если объект был создан разумом, и затем разум перестает уделять ему
внимание, то этот объект прекращает свое существование. Далее, разумы
представляют собой различные формы существования, так как два разума могут
рассматривать один и тот же объект по-разному. Объект известен разуму только в
красках этого разума, иначе он пребывает в непознанном. Тем не менее, разум не
входит в сознание, но представляет собой нечто, наблюдаемое сознанием, то есть
истинным Я (пуруша, см.). Таким образом, даже если разум существует во имя чего-
то отличного от него самого, от все-таки существует и способен функционировать
автономно, изменяя свое содержимое. Формальная логика указывает на определенные
механизмы работы разума.
| |