| |
Низший ум (the lower mind)
- Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную
органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения
ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом
деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле
свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно
назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не
джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой
системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими
четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или
классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса;
(2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4)
отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе,
человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы - садовые
розы, имеющие собственные имена - другие цветы; (2) лепестки - тычинки - розовый
куст; (3) цвет - аромат; (4) конкретные известные розы - ваза с цветами; и т.п.
Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих
отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая
с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза - сад - дом - спальня
- сон - сновидение; при этом при переходе к "дому" уже потеряна идея "розы".
Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения
мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный
момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть
все, что эта идея может ему дать.
В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и
отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной
множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются предметом
изучения и покорения практики йоги. См. также Читта.
| |