| |
Нада (the five or seven nadas)
- Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все
исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе
непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых
конфликтах и движениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное
движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями
Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса
еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса.
Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно
прикосновению и взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно
сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что
тело - не обитель его, но лишь мастерская.
Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими
способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие
десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия
относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают
их с мантрами; третьи - с внутренней медитацией, говоря даже о "голосе тишины".
Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен
слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу
соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой
флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они
более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание,
зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей
кульминации, когда ученик сливается с Единством.
Другой текст, "Малые Упанишады" описывают эту последовательность следующим
образом: сначала идет звук, подобный "чини", затем - подобный "чиничини", затем
колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем
стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще
один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта
и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам. Еще
говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина
и жужжании пчел.
Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами,
глаза указательными, ноздри средними, а губы - оставшимися пальцами рук. После
непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на
жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практики
приходят звуки колоколов, и в конце концов - гром. Разум йога поглощается этими
звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.
Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков,
например, при произнесении Ом.
| |