| |
Майя (maya)
- Часто переводится как "Иллюзия". Это подразумевает доктрину о том, что
все, что ощущается в проявленном мире, иллюзорно. Ьто, однако, не означает
ощущения несуществующего, то есть восприятия того, чего нет; иллюзия означает,
что нечто - Реальность - существует, но мы воспринимаем и видим ее неверно, в
ложных формах.
Майя обладает двумя свойствами: наложение покрова (аварана) и
отбрасывание, усечение (викшепа). Первое подобно вуали, скрывающей нечто, так
что многое, существующее в божественном мире, становится невидимым в проявленном
мире. Второе свойство означает то, что происходит, когда разум приступает к
своей деятельности с доступным, оставшимся после того, как на реальность
наброшена вуаль авараны. Сначала активность включает в себя напряженный труд, но
небольшое использование интеллекта, хотя со временем разум добивается все
большей и большей упорядоченности и гармоничности объектов и форм. Тем не менее
и в упорядоченности, и в хаотичности, и в изменчивости присутствует "иллюзия", и
сознание должно преодолеть ее для освобождения от оков субъективного и
объективного мира.
Конечно же, не существует ничего помимо Реальности, однако когда большая
ее часть скрыта, как женское лицо, спрятанное за наложенными друг за друга
полупрозрачными вуалями, мало что Реального можно увидеть, хотя все, что видимо,
является по-прежнему Реальностью - лицо за вуалями остается одним и тем же.
Таким образом, иллюзия возникает из-за нашей неспособности проникнуть взором
сквозь покровы Реальности, ибо большинство наших желаний расположены по нашу
сторону покровов; однако полной иллюзии, только лишь иллюзии в наших ощущениях
не бывает никогда.
Понятие майя часто сопровождается прилагательным "неописуемая"
(анирвачанийя); это означает, что ее нельзя однозначно описать как реальную или
нереальную, поскольку майя относительно реальна в пределах майи, но полное поле
майи (или разделение, или относительность) нереально, но представляет собой
только лишь совокупность множества иллюзий. С точки зрения метафизики, любой
объект, даже ментальный, может быть полностью (то есть правильно) познан только
путем сравнения с другими и понимания его отношений со всеми остальными, и его
причиной является все, включая его самого; этим и определяется его реальность. С
этой позиции, нереальное может служить средством пробуждения к реальности,
подобно Приснившейся Змее (см.).
| |