| |
Абсолют (absolute)
- То, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что
тем не менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой,
ибо пустота есть нечто присущее материальному миру. Его можно рассматривать как
чистое сознание, так как сознание осознает и материю, и разум; однако наше
обычное сознание, различающее их как два явления, а не как единое целое, не
понимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этой
двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию, в
чем и заключается цель йоги. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно
жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум;
таким образом, Абсолют может быть испытан в совершенном слиянии этих двух
явлений, то есть в совершенной, утонченной и полной, неограниченной жизни,
которая также является целью йоги.
Абсолют является целью практической йоги, так как йог учится не ставить
перед собой некие конкретные цели, но наоборот, ожидать чего-то, о чем он прежде
не имел представления. Он обращает свой взор к этой Сущности (пуруша), которая
существовала, по словам "Риг-Веды", "когда не было ни существующего, ни
несуществующего", но которая тем не менее "включает в себя всю Вселенную и,
пожертвовав собой, сотворила "Веды" и все сущее". Йог, следующий этой цели на
своем пути, получает награду более насыщенной и полной жизни, но не обязательно
в виде материального богатства или высокого умственного развития, ибо они
представляют собой лишь относительную свободу; он обретает также радость, более
утонченную, чем несовершенные удовольствия тела и несовершенное счастье ума; эта
наполненная жизнь есть обещание и преддверие света самой цели. Cм. также
Брахман; Сат-Чит-Ананда; Саччидананда.
| |