| |
Больнов
- (Bollnow) otto Фридрих (р. 14.3.1903, Штеттин, ныне Щецин, Польша), нем. философ и педагог. Изучал физику и математику в Берлинском, Грайфсвальдском и Гёттингенском ун-тах, в 1925 защитил дисс. по теоретич. физике у М. Борна. После краткого периода преподавательской работы в Оденвальд-ской школе увлёкся филос. проблемами. В 1926—31 изучал философию, психологию и педагогику под руководством Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, Г. Ноля соответственно в ун-тах Берлина, Фрайбурга, Гёттингена (докторская дисс. по философии, 1931). С 1931 преподавал в Гёттингенском ун-те. Возглавлял кафедры педагогики и психологии ун-тов Гиссена (с 1939), Майнца (с 1945) и Тюбингена (с 1953). С 1970 на пенсии. Поч. ч. Нем. пед. об-ва (1978), поч. дер неск. ун-тов.
Первоначально получил известность как интерпретатор филос.-пед. взглядов В. Дилыпея, нем. романтиков. В 1941 опубликовал кн. «Сущность настроений», выступив, т. о., как один из родоначальников педагогической антропологии, Б. определял пед. антропологию как особый способ рассмотрения педагогики, а не как спец. науку. Им сделана попытка синтезировать герменевтич. и феноменологич. подходы в педагогически значимые принципы «антропологич. редукции», «антро-пологич. интерпретации», «открытого вопроса». Согласно Б., смысл деятельности воспитателя состоит в «проникновении», «истолковании», «разъяснении» возникающих в собств. практике случаев. Такая позиция характеризуется как «герменевтика пед. опыта».
109
Б. рассматривает педагогику как прик-ладную филос науку, в центре внимания к-рой — вопрос о сущности человека, его «открытости» миру. Тема кн. «Экзистенциальная философия и педагогика» (1959) открыла возможности для рассмотрения экзистенциальных феноменов сквозь призму воспитания. Б, усомнился в плодотворности устойчивых способов воспитания, характерных для традиц. педагогики. Им впервые была поднята проблема неустойчивых форм человеческого бытия, к-рые он описывал в экзистенциальных терминах («кризис», «увещевание», «встреча» и т. д.). На этой основе им разработана концепция т. н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитат. функции. Практич. значение такого подхода Б. связывает с расширением круга пед. воздействий, выходящего за рамки «технологически» планируемого процесса воспитания. В качестве необходимого фона и предпосылки каждого воспитат. акта Б. выделяет т. н. пед. атмосферу — совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и ребёнка. Осн. формами, в к-рых выражает себя пед. атмосфера, выступают для Б. «доверие» и «безопасность», возникающие на основе отношений любви, надежды, благодарности и т. п. Гл. задачу педагогики Б. видит в раскрытии и развитии личностных качеств человека в «сопротивлении внеш. воздействиям», противодействии «массовости».
Под влиянием идей Б. в Германии сформировалась т. н. тюбингенская школа (К. Гиль, Ф. Кюммель, В. Лох и др.). Концепция Б. нашла также сторонников в Японии (Ю. Хитаходо, X. Окамото и др.).
С о ч.: Existenzphilosophie, Stuttg,[19788]J Die pдdagogische Atmosphдre, Hdlb., 1964; Die anthropologische Betrachtungsweise in der Pдdagogik, Essen, [19651; Sprache und Erziehung, Stuttg. u. a.], [1966]; Krise und neuer Anfang. Beitrдge zur pдdagogischen Anthropologie, Hdlb., 1966; Philosophie der Erkenntnis, Stuttg., [19701; Pдdagogik in anthropologischer Sicht, Tokyo, [1971]; Das Verhдltnis zur Zeit, Hdlb., [1972]; Anthropologische Pдdagogik, Bern — Stuttg., [19833]. Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979; Куликов В. Б., Пед. антропология: истоки, направления, проблемы, Свердловск, 1988. В. Б. Куликов.
| |