| |
Благотворительность
- филантропия (от греч. philanthropia-человеколюбие), организованная, нередко институционализированная и, как правило, негос. деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения Б. характерны между людьми, или не связанными родств. или иными жёсткими узами, к-рые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Б. свершается людьми, признающими общегуманистич. идеи любви к ближнему.
Исторически Б. возникла из обычаев взаимопомощи, существовавших в первобытном обществе. Б. распространилась в Др. Риме в результате резкого социально-классового расслоения общества. Как форма помощи (напр., обществ, раздача денег, трапезы и т. п.), порой вынужденной, со стороны богатых людей по отношению к неимущим, Б. была способом смягчения социальной напряжённости. И в этом смысле Б., безусловно, можно рассматривать как одну из ист. форм гуманизма.
Б. стала объектом критики со стороны мн. мыслителей разл. направлений. Наиб, радикально выступали представители со-циалистич. критики. Напр., П. Лафарг в эссе «О благотворительности» утверждал, что Б. бессмысленна и безнравственна, т. к. не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей и является в мораль-ио-психол. плане самообманом эксплуататоров и обманом эксплуатируемых. Он также подчёркивал, что в ка-питалистич. обществе Б. выступает разновидностью весьма выгодного бизнеса, формой воздействия на массовое сознание. Социалистич. критика стремилась вскрыть социальный смысл Б. и предостерегала от надежды на то, что с её помощью можно избавиться от негативных явлений жизни. В худож. лит-ре, публицистике преобладала т. н. фельетонист-ская критика, обращавшая внимание на тот факт, что организация и реклама фи-лантропич. акций стоит дороже действит. помощи нуждающимся. Предметом этой критики по сути являлась не сама Б., а конкретные люди, её осуществляющие. Наконец, с позиций «утилитаристской» критики ставился вопрос о справедливости Б. Выразители таких взглядов утверждали, что милостыня (но не помощь) потворствует лености, безделью, получению благ, не опосредованному трудом, и порождает новых обездоленных. Следовательно, Б. должна выражаться не в распределении материальных благ, а в конкретной социальной помощи людям, напр. содействие получению ими образования, профессии, работы и т. п. Этич. критика также придерживалась точки зрения, что Б. должна проявляться в реальной помощи человеку, соучастии в его судьбе. Истинная Б. не может быть чисто внешней, а тем более единовременной.
Благотворит, деятельность заняла важное место в обществ, жизни мн. стран.
В сов. обществе 20—80-х гг. взгляды на благотворит, деятельность постепенно менялись: от полного отрицания до терпимости и признания её не только средством помощи наименее социально защищённым слоям населения, но и важной формой обществ, активности и нравств. самовоспитания. Закономерным стало возникновение во 2-й пол. 80-х гг. разл. благотворит, фондов и организаций, проведение благотворит, акций, в т. ч. в пользу воспитанников дет. домов и интернатов, детей, пострадавших в стихийных и др. бедствиях, при авариях и др.
Р. Г. Апресян.
| |