Сделать "Стартовой"   Добавить в "Избранное"   Поддержать "Мир словарей"  
 

Украинская Баннерная Сеть
 

  Словари  
Словарь сленга хипи
Cловарь русской цивилизации
Словарь церковных терминов
Школьный этимологический словарь
Словарь иностранных Слов
Словарь прикладной интернетики
Словарь астрологических терминов
Словарь воровского жаргона
Словарь йоги
Cловарь компьютерной лексики
Архитектурный словарь
Новейший философский словарь
Справочник пo фразеологии
Педагогическая энциклопедия
Энциклопедия юриста
Психологический толковый словарь
Словарь русских синонимов
Исторический Словарь
Словарь Даля
Словарь медицинских терминов
Словарь по политологии
Теософский словарь
Толковый словарь финансовых терм



 
Поиск по словарям:
Ключевое слово: искать в:  

Исторический Словарь


Трапеза (застолье) - вкушение пищи с соблюдением благочестия и благообразия. Сложный комплекс благочестивых представлений и устойчивых норм поведения был связан со столом, застольными местами, порядком потребления пищи. Одна из активных корреспонденток, отвечавших на программу Этнографического бюро кн. Тенишева, Зорина Варвара, дочь местного священника, собравшая в к. 1890-х материал о повседневной жизни ряда волостей Жиздринского у. (Калужская губ.), сообщила существенные сведения о взглядах русских крестьян на стол, за которым совершалась семейная трапеза в их собственной избе. Стол четко связывался в крестьянском сознании с престолом Божиим в церкви. К столу относились, как к святыне. Это проявлялось, в частности, в том, что стать ногами на стол считалось святотатством. При переходе в новую избу первым из мебели вносили стол и, поставив его, молились на четыре стороны. В любой крестьянской избе по всей территории расселения русских стол ставился в переднем (красном, святом) углу, где располагались иконы, и место «под святыми» считалось самым почетным: здесь усаживался хозяин или наиболее уважаемый из гостей. Далее рассаживались по старшинству. За стол садились все члены семьи, а если были работники — то и они тоже. Всех присутствующих в это время в избе по какому-либо поводу приглашали обедать. Если младшим не хватало места на скамьях, то они ели стоя, либо же в очень больших семьях собирали 2 — 3 обеда. При обилии людей в застолье детей иногда отсаживали на полок (полати) и там кормили. В некоторых местах сохранялось определенное устойчивое распределение мест в застолье между членами семьи. Так, П. Пешков, сын крестьянина из Усть-Вельской вол. Вельского у. Вологодской губ., описал в 1899 следующий постоянный порядок размещения семьи за едой: большак садится на угол стола по мужской лавке (т.е. стоящей вдоль досок пола, женская — поперек); большуха, которая подает кушанья, садится на стуле или на скамье у угла, направленного к середине избы и к печке; молодуха — на углу, «накрест» с большаком; молодой мужик или парень — на углу «в сутках», т.е. на почетном месте под иконами. Мальчики сидели за едой между мужиками вдоль стола, а девочки — между молодухой и отцом; девка молодая, если в семье было много детей, садилась на скамейке с матерью, если же детей не было — рядом с молодухой. Это же описание позволяет нам представить себе, что видели сидящие за столом. «В переднем углу — большая божница, на ней — большая икона «Троеручицы», писанная на дереве в Шенкурском женском монастыре, где живут в монахинях сестра и дочь Андрея Семеновича (хозяина. — М.Г.). В простенках — картины: 1) Сотворение мира и жизнь первых людей — тоже из Шенкурска; 2) Два портрета — царя и царицы, литографии чьей — не упомню. Картины царя и царицы сверху украшены большими крыльями, в виде орла». Перед едой все молились. Молитва начиналась по почину хозяина. Во время обеда было принято молчать либо же вести серьезные разговоры. Старики не позволяли молодым смеяться за обедом. Из Галичского у. Костромской губ. корреспондент В. Решеткин даже писал, что пустословие и смех во время еды «строго преследуются» стариками. Детям говорили: «Што гогочешь? Ты гогочешь, а в ложку-то тебе бес кастит!» За столом полагалось сидеть смирно, не болтать ногами. Распространено было представление, что болтающий ногами качает на них черта. Детям в этом случае говорили: «Али беса на ногу посадил, да качаешь?» Существовало в народе убеждение: если за столом бранятся, то ангел Господень отходит от стола и начинает горько плакать, а на его место является дьявол и радуется. За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб — дар Господень, «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сорить крошками хлеба считается грехом. Тщательно следили, чтобы крошки не упали на пол, не были растоптаны, поэтому кусок старались разламывать над чашкой. Упавшие на стол крошки собирали и съедали. Нередко неосведомленные люди оценивают такие поступки как проявление ненужной скупости или застарелую привычку бедняка. На самом деле основа этих норм народной этики — чисто духовная: отношение к хлебу как к святыне. «Крестьянка никогда не скажет «делать хлебы», а всегда — «творить хлебы»; самое действие это совершается постоянно с молитвою, как священнодействие», — писал А. Балов. Корни такого отношения, несомненно, — в евхаристическом значении хлеба: в алтаре во время Литургической службы хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Народное понимание связи между восприятием обычного обеденного стола как престола в алтаре и святости хлеба вошло в пословицу, зафиксированную В.И. Далем: «Хлеб на стол, так стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска». Есть полагалось чинно, не спеша. Как бы ни проголодался человек, он не должен был поглощать пищу торопливо, с жадностью. Раньше хозяина никто не начинал есть ни одно из подаваемых блюд. Прежде чем приступить к новому кушанью, осеняли себя крестным знамением (особенно перед мясным блюдом). Принято было часто класть на стол ложку — есть непрерывно, не кладя ложки, считалось неуместным нарушением степенного поведения за столом. Есть в шапке и даже просто сидеть за столом в шапке — считалось грехом. Грешно также макать кусок хлеба в солонку. В объяснение этой нормы поведения ссылались на Евангелие: Иуда во время Тайной Вечери «обмочил руку в солило, тогда по руке вошел в него сатана». Другие объясняли этот запрет ближе к Евангельскому тексту: нельзя макать, потому что это было сделано Христом с нечестивым Иудою. И в этой черте поведения проступает в народном сознании связь между трапезой за своим домашним столом и Тайной Вечерей Спасителя. Заканчивался обед, как и начинался — молитвою. М.М. Громыко

0 - 9 - A - B - C - D - E - F - G - H - I - J - K - L - M - N - O - P - Q - R - S - T - U - V - W - X - Y - Z
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

Коренная рождество-богородицкая
Корин павел дмитриевич
Коринфский аполлон аполлонович
Кормление
«кормчая книга»
Корнилиев комельский введенский
Корнилий комельский
Корнилий переяславский
Корнилий псково-печерский
Корнилов владимир алексеевич
Корова
Коровин константин алексеевич
Коровья смерть
Королев сергей павлович
Короп (хоробор)
Коростень (искоростень)
Корсунская (эфесская)
Корсунский свято-онуфриевский
Корсунь
Корф николай александрович
Коряжемский николаевский
Косинская
Косма и дамиан
Косма яхромский
Космодемьянская зоя анатольевна
Косов
Костомаров николай иванович
Кострома
Кострома
Костромские святые
Кострубонька (коструб)
Костычев павел андреевич
Косуля
Косьмин успенский
Котляревский иван петрович
Кошевой олег васильевич
Кошелев александр иванович
Кошка петр маркович
Кошка
Коялович михаил осипович
Крамской иван николаевич
Крамской иван николаевич
Красная площадь
Красноборск
Красноборская троице-филиппо-ирапская
Красногорский богородицкий
Красногорский иоанно-богословский преображенский
Краснодар
Красное
Красное
Красное-на-волге
Краснослободск
Краснохолмский николаевский антониев
Красноярск
Красный
Красный рог
Красный угол
Красный холм
Красный яр
Красный яр
Красота (прекрасное)
Крашенинников степан петрович
Кредитные товарищества
Кремль
Кремль московский
«кремль»
Крепостное право
Крестная сила
Крестное знамение
Крестный ставрос-кийостровский
Крестный ход
Крестные отец и мать, кум и кума
Крестование
Крестовниковы
Крестовое братство
Крестовоздвиженский
Крестовоздвиженский
Крестовоздвиженский
Крестовоздвиженский дубенский


Cтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

 
  Новые слова  
Выегозить
Выедать
Выезжать
Сальдар
Сальдо
Сальдо к переносу
Чьюта
Круг
Яснослышание способность
Разделение властей
Разоружение
Реализм политический
Трускавец
Тугарин змеевич
Тужа
Гомеопатия
Гонорея
Грыжа
Всякий раз
Всякими способами
Всякого жита по лопате
Геноцид (гено + лат. caedere — убивать)
Гентингтона хорея (греч. choreia — хоровод, пляска)
Генуинный (лат. genuinus — врожденный, природный, подлинный).
Двенадцати таблиц законы
Двойное гражданство
Двойное налогообложение
Гаудиг
Гафури
Гачев
Игра не стоит свеч
Играть в бирюльки
Играть короля
Абушенко в.л
Александрова с.н
Александрович н.в.
Абак
Алтарь
Амфипростиль
Alpha testing
Alpha value (alpha level, alpha channel)
Alphabet алфавит lowercase
Абсолют (absolute)
Абхинивеша (abhinivesha)
Абхьяса (abhyasa)
PУБИН (Rubis)
PУНЫ
PЫБЫ (лат. Pisces):
Weабонент - subscriber
Адаптация - adaptation
Административная система
Абажур
Аббревиатура
Абзац
Неделя
Непорочны
Обедня
АБАЛАЦКАЯ "ЗНАМЕНИЕ"
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ
АБРАМОВ



  Электронный словарь On-Line
2008 -2009
ESLOVAR
Веб студия SKYLOGIC