| |
Сибирь
- часть азиатской территории России от Урала до Тихого океана. Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. Туда отправлялись новгородские ушкуйники для пушного промысла, менового торга и сбора ясака. В XIII в. Югра упоминается в числе подчиненных Новгороду волостей. В XV в. совершались периодические походы в Сибирь из Москвы. В к. XV в. установились дипломатические отношения Русского государства с тюменским ханом Ибаком. С этого же времени некоторые угорские племенные объединения Нижнего Приобья платят русским дань. В сер. XVI в. завязались отношения России с правителями Сибирского ханства. К последней четверти XVI в. сложились условия, делавшие возможным присоединение Сибири к России. Развитие товарно-денежных отношений привело к расширению внешнеторговых связей России и соответствующему увеличению спроса на пушнину. Одновременно расширялся слой подвижного, выбитого из привычных условий населения (крестьяне, казаки, «промышленные люди»), которое составило основу для заселения Сибири. Окрепшее централизованное государство обладало достаточными военными и финансовыми возможностями для присоединения огромной, трудно осваиваемой территории, населенной различными народами (ханты, манси, эвенки, буряты, якуты, хакасы и др.).
В 1558 правительство санкционировало создание пермских вотчин Строгановых, что способствовало освоению Сибири русскими. Строгановы сформировали наемный казачий отряд во главе с Ермаком, который выступил за Урал в 1581 (по др. сведениям, в 1579). Поход Ермака расшатал Сибирское ханство и открыл русским путь в долину Иртыша. Началось планомерное закрепление путей через Урал и самой новой территории в пределах таежной части Западной Сибири — 1-й этап колонизации Сибири. Для него характерны руководящая роль центра и продвижение в пределах таежной полосы, мало пригодной для земледелия. Основным экономическим стимулом колонизации в это время являлась добыча пушнины. Соответственно выбиралось место строительства укрепленных пунктов: в 1586 основана Тюмень, в 1587 — Тобольск, в 1593 — Пелым и Березов, в 1598 — Верхотурье, в 1600 — Туринск. В 1594 основанием Тары закреплено продвижение русских на юг. В 1598 хан Кучум потерпел поражение, означавшее конец Сибирского ханства. Потомки Кучума и в XVII в. продолжали беспокоить ближайшие к степи русские селения. Внешняя угроза тормозила продвижение в степную часть Западной Сибири, движение шло на север и восток. В 1601 основана Мангазея — исходный пункт северного пути продвижения в Восточной Сибири. В 1604 в связи с добровольным переходом в русское подданство еуштинских татар основан Томск; в 1618 — Кузнецкий острог, который, подобно Таре, стал форпостом русского продвижения на юг в XVI— XVII вв. Его основание условно служит границей первого периода, в течение которого главное заселение шло вокруг Верхотурья, Туринска, Тюмени, Тобольска, Томска.
Второй период колонизации (до н. XVIII в.) — присоединение и первичное освоение Восточной Сибири. Инициатива присоединения новых территорий в значительной мере переходит в руки местной администрации или даже осуществляется стихийно «промышленными» и служилыми людьми. С н. XVII в. русские проникают в бассейн Среднего Енисея. В 1618 на волоке между Кетью и Енисеем основан Маковский острог; в 1619 — Енисейский острог; в 1628 — Красноярский. С Енисея двигались на восток по Ангаре (1630 — Илимский острог; 1631 — Братский). В 1632 на Лене основан Якутский острог; в состав России входит основная масса якутов. Одновременно шло продвижение на Восток северным путем из Мангазеи. В 1639 русские вышли к Охотскому морю. В к. 1640-х построен Баргузинский острог и приведено в русское подданство тунгусское население. Присоединение Западной Бурятии затянулось до сер. XVII в. из-за вмешательства ойратских и монгольских феодалов. Присоединение Забайкалья и Приамурья закончилось в 1660-х. В 1661 основан Иркутский острог, ставший центром обширного воеводства, включавшего предбайкальские и забайкальские земли.
В н. XVIII в. русские владения на севере и востоке Сибири, за небольшим исключением, достигли естественных материковых границ; на юге рубеж шел по границе леса и степи, предгорьям Алтая и Саян, Яблоновому и Становому хребтам. Русское население (300 тыс. чел.) в Сибири превышало к этому времени более чем в 2 раза коренное. Свыше 40% его составляли крестьяне. Крестьянская колонизация началась вслед за продвижением служилых людей и промысловиков. В 17 из 20 уездов, возникших в Сибири в XVII в., появляются возделанные поля (гл. обр. рожь и овес). Самый значительный очаг земледелия — Верхотурско-Тобольский, затем Енисейский. В уездах, где пашня была мала или совсем отсутствовала (северные), основным занятием русского населения оставался пушной промысел. В земледельческих же районах он постепенно становился вспомогательным. В Сибири не возникли земледельческие плантации с применением принудительного труда местного населения, пашня осваивалась трудом русских поселенцев, что объясняло отсутствие резкого социального различия между русскими и аборигенами. Народы Сибири учились у русских земледелию, новым хозяйственным навыкам в скотоводстве и охоте. Вместе с тем русские добавили к эксплуатации местных князьков новую форму феодальной эксплуатации коренного населения Сибири — ясак (дань пушниной).
В к. XVI — н. XVII в. потребность в промышленных изделиях удовлетворялась в основном ввозом из Европейской России и лишь частично домашней промышленностью аборигенов и русских. Постепенно развивались местные производства: кожевенно-обувное, деревообделочное, металлообрабатывающее, гончарное и др. Но ткани в к. XVII в. по-прежнему составляли основную долю ввоза. В Европейскую Россию из Сибири шла почти исключительно пушнина. Сохранился колониальный характер товарообмена. Господствующее положение в торговле занимали купцы европейской части страны. Сибирские города возникли в большинстве своем как военно-административные центры. Некоторые из них (Тобольск, Енисейск) уже в XVII в. начали превращаться в центры ремесла и торговли.
Третий период колонизации Сибири (1720 —90-е) характеризовался смещением русского населения на юг, в лесостепную и степную полосы. Изменились экономические стимулы освоения новых территорий: вместо пушнины — земледелие и горнометаллургическая промышленность. Колонизация осуществлялась в трех формах — правительственной, вольной и смешанной. Последняя была наиболее распространена и сочетала добровольное участие крестьян и административную регламентацию властей. В правительственной колонизации заметную роль начала играть ссылка, в частности помещичьих крестьян в зачет рекрутов (указ 1760).
Освоению южных территорий способствовало строительство Верхнеиртышских крепостей (1716 — 20) и укрепленных «линий» — Новой, Колыванской и Кузнецкой (1750—60-е). Под их защитой возникли многочисленные слободы и деревни. В к. 1720 — н. 30-х в предгорьях Алтая строятся первые металлургические предприятия мануфактурного типа — Колыванский и Барнаульский заводы, Змеиногорский рудник. Развитие Алтайского (Колывано-Воскресенского) горнодобывающего и металлургического района усилилось после передачи его (1747) императорскому Кабинету. Максимальная выплавка серебра на Алтайских заводах в XVIII в. — около тысячи пудов в год; золота — около 39 пудов; на Сузунском монетном дворе ежегодно чеканили (1770 — 90) медной монеты на 200 — 300 тыс. руб. Серебро и золото поступали на петербургский Монетный двор. Второй горнозаводский район образовался в Восточном Забайкалье, где с 1704 действовал Нерчинский сереброплавильный завод. Металлургические предприятия возникли также на Енисее (Ирбитский завод и др.). Больших успехов достигло земледелие за счет освоения новых степных районов, а также расширения пашен в некоторых ранее заселенных уездах. К к. 1780-х в Западной Сибири засевалось примерно 550 тыс. десятин земли.
Освоение Сибири означало распространение вширь русского феодализма. Сразу же после присоединения Сибири государство-феодал, оказавшееся здесь основным собственником земли, создало свою запашку в виде т. н. десятинной государевой пашни, существовавшей наряду с держаниями феодально-зависимых хлебопашцев. Последние обеспечивали обработку «государевой» запашки в качестве феодальной ренты за пользование «собинной» землей. Необходимая на первых порах для обеспечения хлебом служилых людей, десятинная пашня не оправдывала себя по мере развития земледелия и товарно-денежных отношений. Уже в XVII в. часть государевых крестьян перешла на оброк; в XVIII в. денежная рента постепенно вытеснила отработочную и продуктовую. На территории Западной Сибири (без Кузнецкого и Томского уездов) в к. 1730 — н. 40-х 55% держателей на государственных землях платили денежную ренту; около 27% — отработочную; остальные — продуктовую. Попытка губернатора Ф.И. Соймонова в к. 50 — н. 60-х возродить десятинную пашню вызвала протест крестьян; в 1762 Сенат ввел единый денежный оброк. Реализация указа в Восточной Сибири затянулась, но и там процесс шел в том же направлении. К неустойчивому хлебному рынку края могло приспособиться только мелкотоварное, а не крупное хозяйство феодала. Государственные крестьяне пользовались большой хозяйственной самостоятельностью, распоряжались землей (сдавали в аренду, закладывали, продавали). С возникновением металлургических заводов, особенно после передачи их Кабинету, часть государственных крестьян (с 1761 — все крестьяне Томского и Кузнецкого уездов) была приписана к заводам. Кроме того, на заводах использовался подневольный труд мастеровых и, в небольшой мере, — вольнонаемных работников. На Нерчинских заводах широко использовался также труд каторжан.
Хотя для большинства городов Сибири земледелие в течение всего XVIII в. оставалось важной стороной экономики, росла торгово-ремесленная часть жителей за счет выходцев из-за Урала и из разных сословий сибирского населения. В одних городах (Тобольск, Енисейск) продолжался процесс формирования феодального ремесленно-торгового центра; в других (Иркутск, Тюмень) он начался на рубеже XVII —XVIII вв. и интенсивно развивался в течение XVIII в.; в третьих (Красноярск, Якутск) только намечались первые признаки этого процесса; в четвертых (Туринск, Кузнецк) превращения административного центра в собственно город так и не произошло. В наиболее развитых городах появились элементы капиталистических отношений. В процессе первоначального накопления капитала в Сибири большую роль играла торговля, особенно внешняя с Востоком (основной центр ее — Кяхта), а также внутренняя — пушниной, основанная в значительной части на неэквивалентном обмене с коренным населением. В обеих этих сферах формирование местных капиталов тормозилось конкуренцией купечества Европейской России.
В к. XVIII — 1-й пол. XIX в. продолжалось переселение в Сибирь. Росло количество ссыльнопоселенцев, но добровольное переселение давало более прочные и эффективные результаты. Земледелие сделало особенно большие успехи в Ялуторовском, Курганском и Омском округах. Житницей Восточной Сибири являлась Енисейская губа. Развивались очаги хлебопашества на северо-восточных окраинах. Было освоено огородничество на Камчатке. Из отраслей животноводства преобладало коневодство, обеспечивающее обширные перевозки (Московско-Сибирскому тракту требовалось до 50 тыс. лошадей), тягловую силу в промышленности и сельском хозяйстве.
По 10-й ревизии (1857) в Сибири числилось всего 36 помещиков, владевших населенными имениями и 3700 крепостными мужского пола. Малочисленность помещиков и резерв земель определили особенности крестьянской общины без обязательных переделов земли и принудительных севооборотов. Но существовали общие выгоны для скота, нераздельное пользование лесами, переделы покосов по паям, круговая порука в несении повинностей. Основной фигурой в сибирской деревне являлся крестьянин-середняк. В некоторых районах (напр., степной Алтай) товарность крестьянского хозяйства достигала высокого уровня, но узость рынка и недостаток свободных рабочих рук (резерв земель) тормозили развитие капиталистических отношений.
В 1-й пол. XIX в. в Сибири появилась новая отрасль хозяйства — золотопромышленность. С к. 20-х началась деятельность поисковых партий. До к. 30-х гл. золотопромышленным районом оставалась Мариинская тайга Томской губ.; в 1838—60 свыше 60% всей золотодобычи Сибири дала Енисейская губ. Преобладало частное предпринимательство капиталистического характера.
В XVI в. Сибирь управлялась Посольским приказом, а с 1599 — Приказом Казанского дворца. В 1637 был образован Сибирский приказ с разнообразными функциями — административными, таможенными, военными, частично даже дипломатическими. Вся полнота власти на месте в XVII в. была сосредоточена в руках воевод, которые стремились сохранить внутреннюю организацию коренных народов и опирались на родоплеменную знать, прежде всего в вопросах взимания ясака. С истреблением пушного зверя ясачные сборы становились все более тяжелыми. При проведении первой областной реформы была учреждена (1708) Сибирская губерния с центром в Тобольске; Сибирский приказ превращен в Московскую канцелярию Сибирской губернии (в 1730 — восстановлен с ограниченной компетенцией; в 1763 — упразднен окончательно). Теперь сибирские губернаторы подчинялись Сенату и коллегиям на общих основаниях. В 1736 выделены Тобольская, Енисейская и Иркутская провинции. С 1764 существовали две губернии — Тобольская и Иркутская. В 1782 — 83 учреждены три делившихся на области наместничества — Тобольское, Колыванское, Иркутское, с 1796 — снова две губернии, делившиеся на области и уезды. В 1822 под руководством М.М. Сперанского была проведена реформа управления Сибирью: созданы два генерал-губернаторства — Западно-Сибирское (центр — Тобольск, с 1839 — Омск) и Восточно-Сибирское (Иркутск), в Петербурге — Сибирский комитет. Важнейшая часть реформы — «Устав об управлении инородцев» 1822, закрепивший привилегированное положение национальной верхушки сибирских народностей.
В XVIII — 1-й пол. XIX в. происходило дальнейшее изучение и заселение еще не освоенных районов Сибири и Дальнего Востока. Огромное значение для исследования Сибири имели Камчатские экспедиции при участии В. Беринга, Д. и X. Лаптевых, И. Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера и др. выдающихся ученых. С.П. Крашенинников составил ценный труд «Описание земли Камчатки» (1756). Во время Академических экспедиций 1768 — 74 исследованием Сибири занимались П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, И.П. Фальк. В 1-й пол. XIX в. изучение северных и восточных берегов Сибири продолжали И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головин, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель и др. мореплаватели. В 1850-х в состав Русского государства вошли Приамурье, Уссурийский край, о. Сахалин. В 1850 в устье Амура был заложен Николаевск. Исследованиям Дальнего Востока активно содействовал Н.Н. Муравьев-Амурский — генерал-губернатор Восточной Сибири в 1847 — 61. Он лично руководил экспедициями 1854 — 55 по Амуру, помогал Г.И. Невельскому, изучавшему Амур, Приамурье, Сахалин и Уссурийский край. В 1860 был основан пост Владивосток, который с 1862 стал именоваться портом.
Большую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, а в дальнейшем в охране восточных границ государства сыграло казачество. В к. XVI в. образовалось сибирское казачество. Казаки, оборонявшие Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско, из состава которого в 1858 выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 — Уссурийское казачье войско. Кроме названных войск, в Сибири было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, объединенных в 1917 в Енисейское войско, и Якутский казачий полк. В 1916 в Сибири насчитывалось 172 тыс. чел. казачьего населения.
Уровень культуры в Сибири в целом отставал от центра страны, хотя отдельные открытия и изобретения опережали свое время (С.У. Ремезов, И.И. Ползунов). В н. XVII в. появляются Сибирские летописи. В просвещении сдвиги произошли на рубеже XVII —XVIII вв. В Тобольске была открыта (1702 — 03) школа для подготовки низшего духовенства, в 1740-х преобразованная в семинарию. В течение 1-й пол. XVIII в. открылись школы при многих монастырях. При Тобольской и Иркутской семинариях существовали богатые библиотеки. В 1720-х — 30-х появились цифирные школы. В 1789 в Омске открылась «Азиатская школа» для подготовки переводчиков татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков. В сер. XVIII в. появились навигацкие, геодезические и горные профессиональные школы, в 80-х — горное училище в Барнауле. В Барнауле же была одна из крупнейших в России технических библиотек. К 1860-м в Сибири существовало 19 горных школ. В 1788 — 90 было открыто 13 народных училищ. При Тобольском училище издавался (1789 — 91) первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». В 1-й пол. XIX в. открываются гимназии (Тобольская, Иркутская), уездные училища, городские и сельские приходские училища. В Петербурге Г.И. Спасский начал издавать журналы, посвященные Сибири, — «Сибирский вестник» (1818 — 24) и «Азиатский вестник» (1825 — 27). В 1838 — 41 появился труд сибирского историка П.А. Словцова «Историческое обозрение Сибири».
М. Громыко
| |