| |
Писемский
- Алексей Феофилактович (11.03.1821-21.01.1881), прозаик, драматург. По окончании математического отделения Московского университета несколько лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1854, выйдя в отставку, он перебирается в Петербург.
Уже в первых романах и повестях «Тюфяк» (1850), «Боярщина», «Богатый жених» и др. Писемский раскрывает перед читателем убогий мир космополитизированного дворянства и чиновничества, показывает унылое существование «мелких натур», чуждых вере и русскому народу.
В своем лучшем романе «Тысяча душ» (1858) Писемский дает типичный для того времени образ дворянина, забывшего о своем долге честного служения Русскому государству и предпочитающего ему богатство и комфорт. Главный герой романа жертвует национальными идеалами ради карьеры и денег, символизируя собой духовно-нравственное оскудение российского дворянства, ставшее одной из главных причин революции 1917.
Драма «Горькая чужбина» (1859), в центре которой судьба оброчного мужика, страдающего от любви жены к барину, но по-христиански прощающего ее измену, была удостоена Уваровской премии (наряду с «Грозой» А. Н. Островского).
В 1863 он печатает в «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», посвященный столкновению разных общественных сил во время крестьянской реформы. Автор откровенно отдает предпочтение приверженцам национальной самобытности России.
Спор с шестидесятниками, т. е. с так называемыми революционными демократами, продолжается и в романе «Люди сороковых годов» (1869).
В последнем романе Писемского «Масоны» (1880) показан мир людей, чуждых и враждебных национальной России. Действие происходит в 1835 в одном из губернских городов. Многие видные горожане, включая губернского предводителя дворянства, — масоны. Они собираются, совершают свои ритуалы, мечтают о том, как станут полными хозяевами жизни. Их интересуют только карьера, деньги, комфорт.
| |