| |
Белов василий иванович
- (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Писательская слава пришла к Белову сразу после публикации в петрозаводском журнале «Север» повести «Привычное дело» (1966). Классическим образом простого человека стал Иван Африканыч из «Привычного дела». В нем раскрываются «важные черты русской души, не лишенной известных противоречий. Он стойкий, терпеливый, работающий день и ночь, честный, любящий глубоко и сильно свою жену, добрый, но вместе с тем есть у него и незадачливость, бездумность, безалаберность, есть и привычка не перечить начальству». В чутком, добром отношении к жизни открывается любящая душа русского человека, живущего по совести, кровно ощущающего свою связь с людьми и природой. Мучительно переживает Иван Африканыч каждый свой поступок, не согласующийся с совестью. А совесть его как тот родничок, в котором «вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет вовсе, этой воды». Повесть не решались публиковать в иных редакциях, а Д. Гусарову пришлось для обмана цензуры сделать в конце публикации пометку: «Окончание следует», допускающую, что «пессимистический» конец первой части будет «исправлен». Красной питью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. «Здесь и начинается для нас, — говорил писатель устами одного из своих героев, — большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься». Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие — главные черты героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей широкого литературного течения, которое получило у критиков-космополитов название «деревенской прозы» (по Марксу и Троцкому, «деревня» второсортна по отношению к «городу»). В к. 60 -90-х Белов создал ряд новых произведений на ту же тему в самых различных жанрах, включая пьесы (в т. ч. повесть «Плотницкие рассказы», 1968; романы «Кануны», 1972 — 87, и «Год великого перелома», 1989 — 94; книга миниатюр «Бухтины», 1996, и др.). В дилогии «Кануны» и «Год великого перелома» Белов убедительно показывает большевистскую коллективизацию как «антирусскую революцию сверху».
Особняком стоит его роман «Все впереди» (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека.
Исключительную историко-художественную ценность имеет книга «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), посвященная описанию крестьянского быта Севера России. С любовью и глубоким пониманием писатель рассказал об эстетическом отношении к жизни русского крестьянина, раскрыл красоту его бытовых и трудовых традиций.
Белов всегда был общественным деятелем, открыто отстаивавшим своп патриотические взгляды. Избирался народным депутатом СССР (1989 — 91). В родной деревне Тимонихе собственными усилиями восстановил порушенную церковь.
С. Семанов
| |