| |
Аграфена купальница
- (священномученица Агриппина, ск. 275), русские люди еще в эпоху дохристианскую с 23 июня/6 июля, памяти сщмц. Агриппины, начинали одно из важнейших языческих своих празднеств — Купалу. Самый праздник Купальницы в старину русский народ начинал с того, что с утра все ходили в баню, и здесь особенно любили париться различными кореньями и растениями с тою целию, чтоб укрепить и восстановить свои силы и здоровье. При этом особенное внимание обращалось на старых больных, которых, по слабости, другие приносили в баню и здесь парили и натирали разными целебными травами. За этим обыкновенно следовали угощения, в частности так называемые обетные мирские каши, к которым особенно созывалась нищая братия. Она-то, очевидно в благодарность своим кормильцам, составила и распевала за столом, после банного мытья, стихиру про какую-то убогую купальницу.
Потом с полудня Аграфены Купальницы начинались новые общие народные увеселения, которые совершались с особыми хороводами и продолжались до глубокой ночи. Преосвящ. Вениамин, описывая этот древнерусский народный праздник, говорит, что к вечеру 23 июня наши предки собирались на берегах рек, в некоторых местах мужи и жены украшали перворожденную деву наподобие невесты и при этом пировали, плясали, кружились и гадали. Таким образом, по чисто месяцесловному совпадению дня св. Агриппины с началом древнерусского праздника Купалы угодница эта и получила прозвание Купальницы, которое, как видим, прямо указывает на обряды древнего Купалы.
Перед собиранием хлеба Аграфене Купальнице приносили жертву и с этого времени начинали купаться в реках. В Архангельской губ. в день Аграфены Купальницы топили бани, причем пол застилали свежею травою, и девушки парились свежими вениками, связанными из целебных трав. Такой же обычай наблюдался и в окрестностях Москвы. В Костромской губ. девицы собирались к одной из своих подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. Потом брали передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росою, считая, что она приносит здоровье. В день Аграфены Купальницы собирали также крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигали для избавления от несчастий и бед, и целебные травы, которые хранили у себя дома.
И.П. Калинский, Н.П. Степанов
| |