Сделать "Стартовой"   Добавить в "Избранное"   Поддержать "Мир словарей"  
 

Украинская Баннерная Сеть
 

  Словари  
Словарь сленга хипи
Cловарь русской цивилизации
Словарь церковных терминов
Школьный этимологический словарь
Словарь иностранных Слов
Словарь прикладной интернетики
Словарь астрологических терминов
Словарь воровского жаргона
Словарь йоги
Cловарь компьютерной лексики
Архитектурный словарь
Новейший философский словарь
Справочник пo фразеологии
Педагогическая энциклопедия
Энциклопедия юриста
Психологический толковый словарь
Словарь русских синонимов
Исторический Словарь
Словарь Даля
Словарь медицинских терминов
Словарь по политологии
Теософский словарь
Толковый словарь финансовых терм



 
Поиск по словарям:
Ключевое слово: искать в:  

Исторический Словарь


Женская честь - соблюдение целомудрия девушкой и супружеской верности замужней женщиной. Вплоть до к. XIX в. строго соблюдалась в среде крестьянства и в меньшей мере — среди других слоев русского общества. Русское крестьянство решительно осуждало добрачные связи. Если такое и случалось, то как исключение, и всегда и повсеместно встречало отрицательную оценку общественного мнения деревни. «Потеря девственности считается большим грехом», — написано в ответах на тенишевскую программу из Ростовского уезда. «Родители вообще весьма строго смотрят за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодежи не дошло до половой связи, так как это является позором не только для самой девушки, но и для родителей, воспитавших ее. Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бесчестия», — рассказывал наблюдатель из Пошехонского уезда. «Девичью честь крестьяне ценят высоко» — так утверждал корреспондент из Дорогобужского у. Смоленской губ. Окружающие порицали девушку, утратившую честь. О том же сообщал и житель Жиздринского у. Калужской губ.: парни и девушки «не вступают в половую связь». «Девичья честь ценится высоко», — откликается на вопрос программы П. Каманин из с. Домнина Владимирской губ. К девушке, потерявшей невинность, относятся с пренебрежением и «обходят выбором в замужестве», — добавлял он. Об этом же писали из Орловской губ.: если девушка потеряет честь, ее презирают и не возьмут замуж. Если только лишь дурная слава пройдет, может и напрасная, и то страдает вся семья, особенно младшие сестры. Губернии — разные, и авторы — люди разного социального положения, но суть их наблюдения одна. Предосудительной считалась и супружеская неверность. При этом крестьяне более жестко осуждали неверность жены, чем мужа. Вопросы, связанные с честью девушки, могли, по желанию обиженной, рассматриваться на сходке общины. В их числе были оскорбления действиями символического характера: вымазать дегтем ворота, поднять подол, подрезать косу. Повсеместно у русских ворота, вымазанные дегтем, означали позор для всей семьи, и прежде всего для девушки, которая жила в этом доме. После этого она подвергалась насмешкам, презрению, оскорблениям. Как правило, не могла выйти замуж. Но традиция хранила и возможность защититься от напрасно возведенного позорящего обвинения. Девушка могла обратиться к старосте и просить его собрать сходку, чтобы снять с себя позор, доказав невинность. Порядок такой сходки описан наблюдателем из д. Мошковой Орловского у. Состав сходки в этом случае был необычным; на ней должны были присутствовать все парни общины. Девушка, по инициативе которой был созван сход, выходила перед всеми и трижды вызывала оскорбителя словами: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня перед всеми!» Затем она просила общество защитить ее «правым судом». Община всегда соглашалась провести расследование. Призванная для этого женщина удалялась с девушкой, осматривала ее и о результатах сообщала сходке. Если девушка оказывалась невинной, участники сходки кланялись ей в ноги со словами: «Прости нас, ради Бога, ты не виновата, а мы над тобой смеялись и думали, что ты останешься в вековушках». Девушка в свою очередь кланялась «обществу». «Благодарим и вас покорно за мое оправдание». Если после оправдательного решения сходки кто-либо оскорблял все-таки девушку, община взимала с него штраф в пользу обиженной, а родственники девушки расправлялись с ним кулаками при одобрении общественного мнения. Не всякая оскорбленная напрасным обвинением девушка могла решиться выступить таким образом перед сходкой. Для парней, вознамерившихся вымазать дегтем чужие ворота, существовала и другая острастка: если хозяин дома подстерег человека, мажущего его ворота дегтем, он мог расправиться с ним жестоко — общественное мнение не осуждало. Оправданную общиной девушку охотно брал хороший, по местным представлениям, жених. Неоправданная долго не выходила на улицу от позора. Подобный вопрос ставился на сходке и в том случае, если парень публично заявлял свои права на девушку, с которой был близок, когда она оказывалась просватанной за другого. Оскорбление в этом случае совершалось публично, и потому оскорбитель всегда был налицо. Оскорбитель должен был доказать сходке, что сказал правду, и после этого обязательно жениться на оскорбленной им девушке. Та не смела отказать ему, подвергалась общему осмеянию и в течение года после замужества не должна была выходить в хоровод и на другие сборища. Последнее считалось наказанием за потерю чести в девичестве. Если же разбирательством устанавливалось, что оскорбитель оклеветал девушку, мир приговаривал его к большому штрафу и изгнанию из деревни на год, а родственники оскорбленной расправлялись с ним по-своему. По возвращении в свою деревню он еще в течение двух лет не допускался в хоровод. Для замужней женщины на Орловщине оскорблением, символизировавшим обвинение в измене, было испачкать ей при всех рубашку сажей. При этом говорилось: «Запачкала ты себя с таким-то своим беззаконием!» Обвинитель должен был доказать сходке обоснованность своего выпада. Если ему удавалось это, обвиненная подвергалась насмешкам. В течение года она не имела права посещать соседей, даже просто входить к кому-либо в дом. Честь ее была навсегда потеряна в глазах общины. М.М. Громыко

0 - 9 - A - B - C - D - E - F - G - H - I - J - K - L - M - N - O - P - Q - R - S - T - U - V - W - X - Y - Z
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

Абалацкая «знамение»
Абалацкий знаменский
Абрамов федор александрович (20.02.1920-14.05.1983)
Абрамцево
Аввакум (аввакум петров) (1621-1682)
Август
Авель (1757-1841)
Аверкиев дмитрий васильевич (30.09.1836-7.01.1905)
Аверкий (таушев а. п.) (1906-1976)
Авраамиев богоявленский мужской монастырь
Авраамий и анастасия
Авраамий болгарский
Авраамий галичский
Авраамий ростовский, архимандрит (ск. ок. 1073-1077)
Авраамий смоленский
Авсень
Автаркия
Агапит печерский
Агафия
Агафоник
Аграфена купальница
Агренев-славянский
Ад
Адриан и наталия
Адриан андрусовский
Адриан пошехонский
Адрианов успенский
Азовское море
Айвазовский
Академия наук
Академия российская
Академия художеств
Акатов алексеевский
Акафист пресвятой богородице
Акафистная зографская
Акафистная хилендарская
Акилина
Акмолинск
Аксай
Аксаков иван сергеевич
Аксаков константин сергеевич
Аксаков сергей тимофеевич
Актюбинск
Алапаевск
Алатырь
Алатырь-камень
Александр
Александр иерусалимский
Александр куштский
Александр невский
Александр ошевенский
Александр попович
Александр свирский
Александр i павлович
Александр ii николаевич
Александр iii александрович
Александро-куштский успенский
Александро-невская свято-троицкая лавра
Александро-невский свято-троицкий
Александро-ошевенский
Александров
Александровск-сахалинский
Александровский завод
Александровский успенский
Алексеевский
Алексеевский
Алексей михайлович
Алексий
Алексий, человек божий
Алексий
Алексий ii
Алексин
Алеша попович
Алипий печерский
Алипий столпник
Алконост
«алтарница»
Алтарь
Альметьевск


Cтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

 
  Новые слова  
Выегозить
Выедать
Выезжать
Сальдар
Сальдо
Сальдо к переносу
Чьюта
Круг
Яснослышание способность
Разделение властей
Разоружение
Реализм политический
Трускавец
Тугарин змеевич
Тужа
Гомеопатия
Гонорея
Грыжа
Всякий раз
Всякими способами
Всякого жита по лопате
Геноцид (гено + лат. caedere — убивать)
Гентингтона хорея (греч. choreia — хоровод, пляска)
Генуинный (лат. genuinus — врожденный, природный, подлинный).
Двенадцати таблиц законы
Двойное гражданство
Двойное налогообложение
Гаудиг
Гафури
Гачев
Игра не стоит свеч
Играть в бирюльки
Играть короля
Абушенко в.л
Александрова с.н
Александрович н.в.
Абак
Алтарь
Амфипростиль
Alpha testing
Alpha value (alpha level, alpha channel)
Alphabet алфавит lowercase
Абсолют (absolute)
Абхинивеша (abhinivesha)
Абхьяса (abhyasa)
PУБИН (Rubis)
PУНЫ
PЫБЫ (лат. Pisces):
Weабонент - subscriber
Адаптация - adaptation
Административная система
Абажур
Аббревиатура
Абзац
Неделя
Непорочны
Обедня
АБАЛАЦКАЯ "ЗНАМЕНИЕ"
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ
АБРАМОВ



  Электронный словарь On-Line
2008 -2009
ESLOVAR
Веб студия SKYLOGIC