| |
Идеология
- (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной со¬циальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объект¬ного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориен¬тации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые мо¬дифицируют содержание знания об общества.
Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению ли¬берального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциа¬ция идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма.
Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выра¬жали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие ин¬тересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая ре¬альность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы поли¬тических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориента¬ции.
Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проб¬лемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализиро¬ванных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятель¬ности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время раз¬делить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщест¬ва.
Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" полу¬чила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопич¬ность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтерна¬тивное "неидеологичное" осознание общества.
Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечело¬веческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном по¬литическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-поли¬тических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборс¬тва различных идеологических и политических субъектов.
Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.
| |