| |
Либерализм
- (от лат. liberalis - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - достаточно широкое идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками.
Сегодня не вызывает серьезных научных разногласий тезис о множественности проявлений либерализма для разных эпох (традиционный и новый), стадий (ранний и поздний), регионов (западноевропейский и восточноевропейский), идеологий социальных слоев (дворянский, буржуазный) или различных течений (христианский, национальный или даже социалистический). Здесь можно отметить такую черту либерализма, как недостаточность систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
В политологической литературе имеется как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение, представлен¬ное в различные периоды разными социальными силами, но привержен¬ными все же к изначальным его канонам; во-вторых, как социаль¬но-политическое (организационно-политическое) движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, создающих возможность проводить либеральную политику на государственном уровне во всех сферах общественной жизни.
Теоретические корни либерализма произрастают в идеологии восходящего класса буржуазии в XVII веке, т.е. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Идея индивидуальной свободы как важнейший концепт либера¬лизма нашла свое отражение в трудах Дж.Локка, во взглядах просве¬тителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, в идейных течениях фран¬цузской революции, а также в учениях XIX в., отмеченном как "зо¬лотой век либерализма", - А.де Токвиля (Франция),Дж.С.Милля (Анг¬лия), В.Гумбольдта (Германия) и др.
Автономия личности и ее первичность по отношению к об¬ществу и государству являлась определяющей идеей для данного направле¬ния. Ранний либерализм дал трактовку человека как суверенной личности, которой нельзя навязать привнесенные извне или "сверху" правила.
Ярким представителем либеральной демократии был англича¬нин Д.Локк (1632-1704), для которого важное значение имело обос¬нование частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека. "Основной целью вступления людей в общество, - пишет Локк, - является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе".
Теория разделения властей (Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративную) положило начало идеологии либера¬лизма. Законодательная и исполнительная власти не должны находить¬ся в одних руках, ибо в противном случае носители такой власти приобретают интересы, становящиеся отличными от интересов всего общества и противоречащие целям общества и правления. Разделение властей служит гарантом гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
Еще одним проявлением разделения властей стало развитие много¬партийной системы.
Важнейшим элементом политического либерализма яв¬ляется теория и практика правового государства.
Основополагающая либеральная идея общественного устройства - руссоистская идея социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп в целях контроля и упорядочения риска, присущего любым отношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Таким образом, освобождению личности сопутствовало увеличение договорных отношений.
К числу важнейших компонентов либеральной идеологии относит¬ся идея гражданского общества, как общества экономического, осно¬ванного на частной собственности и рынке и независимого от госу¬дарства и политических институтов.
В ходе своей эволюции в XVIII-XIX вв. обнаружились уязвимые места в тех пунктах либерального учения, которые не выдержали ис¬пытания временем и заставили либералов кинуться в поиски новой социально-политической платформы.
В последней четверти XIX века данное направление получает название неолиберализма. От первоначального отрицания государственного регу¬лирования и вмешательства государства в экономику неолиберальные идеологи начинают переходить к признанию допустимости, даже необ¬ходимости вмешательства государства в социально-экономической сфере. Неолибералы пришли к выводу, что внутренние силы буржуаз¬ного общества не в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирую¬щего вмешательства "извне". Растет понимание опасности в том, что реализация доктрины естественного права, концепции ничем не огра¬ниченной конкуренции и т.д. может привести к угрозе благосостоя¬ния большинства населения.
В идеологии неолиберализма наиболее важными являются две взаимосвязанные группы отношений: между свободным рынком и государственным вмешательством и между индивидуумом и обществом. Особо сосредото¬чены они на второй группе отношений. Российские неолибералы в лице П.Новгородцева, И.Покровского, Влад.Гессена, Л.Петражицкого, Б.Кистяковского, С.Гессена гораздо раньше своих английских коллег выдвинули серьезную дополнительную аргументацию в пользу усиления социального начала в либерализме.
| |