| |
Культура политическая
- совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечи¬вающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
Исследователи выделяют несколько концепций политической культуры, играющих роль базовых, основополагающих. К таким относится концепция американского политолога Г. Алмонда. В статье «Сравни¬тельные политические системы», вышедшей в 1956 году, Алмонд форму¬лирует основные понятия, структурные элементы такого специфического явления как политическая культура. Политическая культура обладает следующей структурой:
• «познавательные ориентации» (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей);
• «эмоциональные ориентации» (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет);
• «оценочные ориентации» (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями).
Наличие различных аспектов политической культуры, нашедших отраже¬ние в этих концепциях, свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой многоуровневое явление. Наиболее важ¬ным уровнем, в полной мере характеризующим данное понятие, является базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на по¬литическую систему.
Ориентации субъекта политического процесса легли в основу типологии политической культуры, предложенной Г. Алмондом и С. Вер¬бой в 1963 г. и принятой многими политологами. Анализируя и сопоставляя по¬литические системы «пяти современных демократий» - Англии, Ита¬лии, ФРГ, США и Мексики - они выделили три «чистых» типа политической культуры.
Во-первых, «патриархальная политическая культура» (иногда употребляется термин «парохиальная» или «приходская» – от англ. «parocxial»).На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показыва¬ют, что в них не существует специализированных политических ро¬лей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Здесь полное отсутствие знаний о политике, полный отрыв от нее.
Второй тип - «подданническая политическая культура».Специализи¬рованные политические институты уже существуют и на них ориенти¬руются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордос¬ти, неприязни, воспринимая их как законные или как незакон¬ные. Этот тип культуры показывает низкую индивидуальную политичес¬кую активность субъектов.
Третий тип – «активистская политическая культура» или «полити¬ческая культура участия» (иногда ее называют «партисипаторной», от англ. participation – участие). Члены общества не только формулируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом. Авторы отмечают, что члены общества ориентируются на систему в целом – как на ее политические, так и административные структуры и процессы.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявляются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или ино¬го компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематически смешанных политических куль¬тур: 1.патриархально-поданническая; 2.поданнически-активистская и 3.патриархально-активистская.
Политическая культура по своей структуре имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы(различены)или специали¬зированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу.
Можно выделить следующие типы политической культуры:
1.Политическая культура сегментированного общества примитивных архаических народов;
2.Политическая культура стратифицированного (наличие иерархических упорядоченных слоев) общества;
3.Политическая культура современного функционально дифференцированного общества.
Модель политической культуры, основанная на членении по уровню дифференциации общества и индивидов и опирающаяся на концепцию модерна (современности) представляется продуктивной и перспективной.
Концепция современной политической культуры определяется как разрыв с политической культурой традиционного общества. Базисным является разделение социокультурной жизни на две основные фор¬мы - политическая культура в условиях различного типа традиционного общества и политическая культура в условиях современности.
| |