| |
Мобильности теория
- (от фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому действию) - система идей в социологии и политологии, в ко¬торой осмысливаются процессы изменения положения людей в социальной структуре.
Исторически в восточном обществе, при сословной и раннебуржуаз¬ной организации переход из низшей структурной группы в высшую был сильно затруднен. По мере развития политической структуры индустриального общества целый ряд процессов изменяет эту ситуацию. Одним из пер¬вых на эту сторону общественных и политических отношений обратил вни¬мание П. Сорокин - один из ведущих социологов США, бывший россиянин.
П. Сорокин, исследуя социокультурную динамику, пришел к выводу, что существуют периоды в развитии истории с высокой мобильностью.
Мобильность может быть ситуативной и институционализированной. Ситуативную мобильность можно связать с кардинальными политическими из¬менениями, например революциями. Изменение социально-политической структуры приводит к переменам в расположении людей в структуре об¬щества. Так, в России конца XIX в. многие бывшие крепостные крестьяне превратились в купцов, промышленников и т. д. Стабильное состояние об¬щества упорядочивает и распределяет людей по определенным слоям. Мо¬бильность общества снижается. С другой стороны, по мере развития за¬падной цивилизации мобильность в целом возрастает. Она приобретает свойства социально-политического института. В современных странах За¬пада форму статуирования субъекта в процессе социализации решает не только происхождение, отношение к частной собственности и капиталу. Очень важным становятся такие факторы, как способности, образование, профессиональная квалификация, умение ориентироваться в рыночном пространстве, работать с партнерами и многое другое.
Снижение уровня мобильности, недовольство жизненными условия¬ми порождают массу конфликтных ситуаций. Чем выше уровень мобильности, тем легче преодолевать конфликты, посредством влияния политической власти на возможности создания новых условий для жизни людей. В совре¬менной России остро стоит проблема по-новому социализировать значи¬тельную часть населения.
| |