| |
Мифы политические
- (от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - по¬литическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политичес¬кую систему. Политическая мифология не может иметь четких границ, пос¬кольку она выходит за границы научно осмысленных политических процес¬сов и не может быть зафиксирована в своей непосредственности. Кроме того, мифы в политике переплетены с адекватным сознанием. Их, зачас¬тую, невозможно расчленить. В то же время любая идеология содержит мо¬мент мифа (К. Мангейм). Так, соответствие идеологии политической ре¬альности и роль представителей политической элиты в действительной по¬литической жизни общества, как правило, мифологизированы.
Широко распространено явление отождествления мифологического сознания с иллюзорными политическими стереотипами, клише, которые за¬темняют, искажают политическую действительность. Самый распространен¬ный миф - о «естественной» политике, которая может дать обществу под¬линную справедливость. Этот миф сейчас очень глубоко укоренен в рос¬сийском политическом сознании. Основными моментами этого мифа является стереотип о всеобщей отрицательности тоталитарного государства и уни¬версальном преимуществе демократии в любой форме. Этот миф пришел на смену мифу, связанному с абсолютизацией идеи обобществления средств производства и государства диктатуры пролетариата.
Двойственная природа политических структур порождает необходи¬мость наличия мифологии в структуре политической идеологии. Мифы, в некотором роде, наряду с другими идеологизированными формами, разреша¬ют основное противоречие политики - необходимость частный интерес превращать во всеобщий. Степень мифологизации политики зависит от сте¬пени адекватности, тождественности политической практики, идеологии, ментальности, целей и т. д. Чем значительней неадекватность, тем боль¬ше мифологемность проникает в политическое сознание. Мифы дополняются политической риторикой, шельмованием, разгулом псевдопатриотизма и т. д. Политические мифы позволяют, с одной стороны, снизить уровень поли¬тического насилия в непосредственной форме (миф - форма духовного на¬силия), а с другой стороны, выступает идеологическим основанием для разгула насилия, террора. Например, мифы: «образ врага», «классового врага», «врага демократии» - служат средством алибизации и являются основой для санкционированного насилия.
В СССР господствовал миф о приближении к коммунистическому об¬ществу. В постсоциалистической России этот миф был сменен на миф о «построении регулируемой, социально-ориентированной рыночной экономи¬ки».
| |