| |
Макиавеллизм
- образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до¬стижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и пи¬сателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием явля¬ется тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправ¬данными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.
Главным механизмом борьбы за власть и ее осу¬ществлением является сила. Именно сила позволя¬ет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя — хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям — дело естественное и обыч¬ное, а «крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола». Макиавелли выделяет четыре способа приобретения власти государем: милостью судьбы, личной доблестью, путем преступления и в силу благоволения к нему сограждан. Судьба играет большую роль в жизни людей, но огромна в ней роль самих действий людей, поэтому, «в действительности, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти». В первом случае власть легко приобрести, но удержать ее трудно, ибо правители удерживаться у власти не могут и не умеют
сновное.
Приобретение власти государем в силу благоволения к нему сограждан возможно по требованию знати или народа. Столкновение этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо безначалием, либо свободой. При единовластии, учреждаемом знатью или народом, государю в первом случае труднее удержать власть, чем во втором, поскольку он не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, и к тому же у народа более честная жизнь, чем у знати. Знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Отсюда главное для государя - не угнетать народ, если он пришел к власти с его помощью, искать в нем опоры, быть с ним в дружбе. Государю надлежит выказывать почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе.
| |