| |
Арьясанга
- (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот
Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени
необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто
бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры,
и, в добавление к системе Йогачарья, учившей культу Тантрики. Те,
кто старались популяризировать его, заявили, что он тот самый
Арьясанга, который был последователем Шакьямуни, и что было ему
тысяча лет. Одной внутренней очевидности достаточно, чтобы
показать, что написанные им труды, переведенные около 600-го
г. н.э., труды, полные культа Тантры, ритуализма и принципов,
которым сейчас, в значительной степени, следуют секты "красных
шапок" в Сиккиме, Бутане и Малом Тибете, не могут быть той же
самой возвышенной системой чистого Буддизма ранней школы
Йогачарья, которая является ни северной, ни южной, но абсолютно
эзотерической. Хотя ни одна из подлинных книг Йогачарья ("Нарджол
чодпа") никогда не попадала в руки публики или в продажу, все же
в "Йогачарья Бхуми Шастре" псевдо-Арьясанги можно найти многое из
старой системы, в доктрины которой он мог быть посвящен. Все же,
это настолько смешано с Шиваизмом и магией Тантрики, и
суевериями, что труд этот сам наносит поражение своей цели,
несмотря на замечательную диалектическую тонкость. Как ненадежны
заключения, к которым приходят наши востоковеды, и как
противоречивы указанные ими даты, можно увидеть на конкретном
примере. В то время, как Ксома де Керес (который, кстати, никогда
не был знаком с Гэ-лук-па (желтыми шапками), но всю свою
информацию получил от "красношапочных" лам пограничной области)
относит псевдо-Арьясангу к седьмому столетию нашей эры; Васильев,
который большую часть своей жизни провел в Китае, доказывает, что
он жил гораздо раньше, а Уильсон (см. "Roy. As. Soc.", т. VI, с.
240), говоря о периоде, когда были написаны труды Арьясанги, еще
сохранившиеся на санскрите, считает, что теперь "установлено, что
они были написаны самое позднее от полутора веков до-, до столько
же веков после эры Христианства." В любом случае, так как
неоспоримо, что религиозные труды Махаяны все были написаны
задолго до времени Арьясанги - жил ли он во "втором веке до Р.Х."
или же в "седьмом после Р.Х." - и что они содержат все и гораздо
больше из основных доктрин системы Йогачарья, столь искаженных
айодхьянским подражателем, - заключение таково, что где-то должно
находиться истинное толкование, свободное от популярного Шиваизма
и магии левой руки.
| |