| |
Гессен
- Сергей Иосифович [16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), — 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905— 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус секции междунар журн «Логос» (совм с Ф Степуном и др ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В 1917—21 проф , зав кафедрой философии и логики, затем декан ист -филол ф-та Томского ун-та Создал фундамент курс филос педагогики, в к-ром выработал новые подходы к университетскому пед образованию В 1921 возвратился в Петроград, в декабре эмигрировал в Германию, где в течение двух лет завершил и издал на рус яз кн «Основы педагогики» (в 20—30-е гг переведена на мн европ языки) Преподавал логику в Берлинском ун-те
С 1923 в Праге зав кафедрой педагогики Рус пед ин-та им Я А Комен-ского (1923—26) и проф Русского нар ун-та Одновременно преподавал в вузах Варшавы и Берлина Выступал со статьями в периодич изданиях по проблемам философии, социологии, права, воспитания, лит-ры, истории образования Один из организаторов обществ -пед движения рус эмиграции, издания журн «Рус школа за рубежом» (1923—31) и «Рус школа» (1934—40)
С 1936 в Польше зав кафедрой педагогики в Свободном польск ун-те в Варшаве, преподавал также в Варшавском ун-те и Ин-те спец педагогики В 1938 опубл кн «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания» В годы фаш оккупации преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании С 1945 зав кафедрой педагогики в Лодзинском ун-те В 1947 завершил одну из наиб значит работ «Структура и содержание совр школы Очерк общей дидактики» В 1949 по предложению ЮНЕСКО написал статью «О правах человека» В 1950 был отстранен от работы в ун-те
В исследованиях Г центр место занимают правовые и этико-филос аспекты образования, к-рые он рассматривал как характерные черты цивилизации Гл направлением образования Г считал формирование в человеке творч индивидуальности, стремления и готовности к свободе, овладение методом науч мыш-
ления, воспитание «рыцарей духа» Педагогику Г рассматривал как прикладную философию, призванную вскрывать глубинный смысл пед явлений Считая основой образования общечеловеческие ценности, Г выступал против классового подхода и диктата одной идеологии
Г развивал идеи социальной педагогики, выступая против грубого социологизма Вслед за П Наторпом использовал триаду социализации и образования личности — ступени аномии, гетерономии и автономии Аномия — ступень дошк образования, на к-рой ведущими являются законы природы, воспитание осуществляется с учетом естеств склонностей ребенка, гл обр через игровую деятельность Период гетерономии характеризуется активным познанием социальной жизни и ее законов, при этом актуализируются проблемы труда, учения, свободы, авторитета, самодисциплины и др Автономия — ступень внешк и высш образования, т е гл обр самообразования личности, формирования независимого «Я», внутр свободы и самостоят убеждений
Школа, по Г , призвана обеспечить науч образование как по составу дисциплин, так и по ступеням пропедевтика, систематика, науч курс Г дал пед интерпретацию критич философии (Кант, Наторп), сформулировав положения т н критич дидактики, призванной соединить рационалистич и эмпирич подходы в педагогике Стоял у истоков теории проблемного обучения Выступая против любых форм шовинизма и национализма, он видел решение проблем в синтезе общечеловеческого и национального на основе ценностей мировой культуры Учитель в концепции Г предстает самостоят мыслителем, для к-рого урок — акт творчества
Г — один из основоположников сравнительной педагогики 20 в Он проанализировал идеи Платона, Канта, Руссо, Толстого, Песталоцци, Д Дьюи, Мон-тессори, Кершенштейнера, Ушинского, Блонского и др Авт труда «Рус педагогика в XX столетии» (1939, изд на серб и итал яз )
Изучал историю образоват политики, шк практики, социальное положение учителей и школьников, пед дискуссии в СССР Подверг критике переход шк дела в ведение гос-ва, авторитаризм, классовый подход и принцип партийности в образовании
В 50—90-е гг в странах Европы (в т ч Италии, Германии, Польше, Чехословакии) возрос интерес к философско-пед наследию Г В г Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г
С о ч Основы педагогики введение в при кладную философию, Берлин, 1923, Филосо фия наказания, M , 1913, Что такое трудовая школа' — Свободная трудовая школа, сб 2, Томск, 1920, Органы управления народным просвещением в СССР Прага 1926, Кризис демократии и новейшая эволюция шк систем (Сб ст , поев П H Милюкову), Прага 1929, Гессен С , в кн. Пед. наследие рус. зарубежья: 20-е годы, кн. для учителя Сост вступит ст П В Алексеева, M , 1993, Educational pohcy m Soviel Russia L , 1930 (совм с Н А Гансом), Kritische Vergleichung der Schulwesens der ande ren Kulturstaaten, Langensalza, 1928, Szkoia i demokracja na przelome, Warszawa, 1933, Studm z filozofm Kultury, Warszawa, 1968, Filozofia — Kultura — Wychowanie, Wroclaw, 1973
Лит Зеньковский В В, Рус педагогика XX в , Записки Рус науч ин-та в Белграде, т 9, Белград, 1933, его же, Памяти С И Гессена — Возрождение, тетр 13, Париж, 1951 Степун Фг Памяти С И Гессена Новый журнал, Нью-Йорк, 1951, .№ 25 Осовский E Г, С И Гессен странности судьбы, П , 1993, № 6, N e r i R , Esame cntico della pedagogia dl S Hessen, Roma, 1956, Meyer-Bothing H, Das pдdagogische System S Hessens, Hamburg, 1958, B r о с с o-11 n i G , Mito e reahta nel pensiero di S Hessen Roma, 1966 E Г Осовский
| |