Сделать "Стартовой"   Добавить в "Избранное"   Поддержать "Мир словарей"  
 

Украинская Баннерная Сеть
 

  Словари  
Словарь сленга хипи
Cловарь русской цивилизации
Словарь церковных терминов
Школьный этимологический словарь
Словарь иностранных Слов
Словарь прикладной интернетики
Словарь астрологических терминов
Словарь воровского жаргона
Словарь йоги
Cловарь компьютерной лексики
Архитектурный словарь
Новейший философский словарь
Справочник пo фразеологии
Педагогическая энциклопедия
Энциклопедия юриста
Психологический толковый словарь
Словарь русских синонимов
Исторический Словарь
Словарь Даля
Словарь медицинских терминов
Словарь по политологии
Теософский словарь
Толковый словарь финансовых терм



 
Поиск по словарям:
Ключевое слово: искать в:  

Педагогическая энциклопедия


Возрождение - нениях по вопросам социальной жизни и семьи Франческо Барбаро, Маттео Пальмиери, Леона Баттиста Альберти, у итал. утопистов — Антонио Бручоли, Франческо Пуччи, Томмазо Кампанеллы; в трактате Бальдассарре Кастильоне о придворной жизни. Педагоги-гуманисты Витторино да Фелетре и Гуарино Веро-незе осуществляли эти идеи на практике. В др. европ. странах о воспитании писали Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Элиот, Роджер Ашам; пед. идеи разрабатывали в своих соч. Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель де Мон-тень, Пьер де ла Раме. На становление гуманистич. педагогики сильное влияние оказал Франческо Петрарка, указавший на важнейшую роль гуманитарных наук, изучающих человека и воспитывающих его. Мысли Петрарки о связи науки и нравственности, об эмоциональном воздействии знания на человека, о роли истории, моральной философии (этики), поэзии, риторики в нравств. воспитании были развиты педагогикой В. Внимание Петрарки и его последователей к антич. древностям, организация преподавания греч. яз. во Флоренции (с кон. 14 в.), археографич. и переводческая деятельность гуманистов способствовали освоению антич. культуры, к-рая послужила гл. идейным источником гуманистич. педагогики. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражд. служения, гармоничного развития и фи-зич. воспитания, так и эллинистич. и позд-неантич. учения, в к-рых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования. Влияние на гуманистич. педагогику (особенно Сев. В.) оказали раннехристианские сочинения. Для решения проблем физич. воспитания был использован опыт воен. воспитания рыцарства. Гуманистич. идеалом был человек образованный и просвещённый, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. В представлениях нек-рых гуманистов (Веджио, Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский) существенны рслиг. моменты. Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на Квинтилиана, считали природу, дисциплину (наставления, руководства, метод) и упражнение (практику), к-рые могут дать хороший результат только в совокупности. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физич. воспитание, возрастные пси-хол. и физиол. особенности ребёнка (Верджерио). В решении вопроса о соотношении природы и нравственности гуманисты не были едины, однако всегда высоко оценивали роль обучения и воспитания в формировании нравственности, в развитии ростков добра, в смягчении и обуздании нежелательных наклонностей. Верджерио, Альберти, Веджио, Эразм Роттердамский, Вивес, Монтень и др. выработали прак-тич. рекомендации учителям и родителям: выявлять путём наблюдения природные склонности детей, учитывать их индивидуальные особенности и применять разл. методы воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей. В основу гуманистич. образования было положено знание древних языков и П. Верджерио «О благородных нравах и свободных науках». Фрагмент титульного листа. Гуманистическая школа. Итальянская миниатюра. Ок. 1500. изучение антич. культурного наследия. Классич. языки в эпоху В. ценились прежде всего как ключ к фактам и мыслям произведений древних авторов. Наряду с «возрождением» классич. лат. языка, пришедшего в сочинения гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты большое значение придавали изучению др.-греч. и др.-евр. языков. Они реформировали традиц. систему семи свободных искусств; новый комплекс гуманитарных дисциплин получил назв. studia humanitatis. Был расширен тривиум, в него включены история, моральная философия, поэзия. Среди традиц. дисциплин тривиума гуманисты высоко ценили риторику за её нравств. влияние и грамматику как базу образования; переосмыслили функцию логики, 160 «науки наук» в ср. века, придав ей лишь инструментальный характер. Роль квад-ривиума и примыкавших к нему естеств. наук, достаточно скромная в соч. итал. гуманистов (за исключением Витторино да Фельтре и Верджерио), в 16 в. возросла. Значительно расширил понимание знания Вивес, включивший в круг изучаемых предметов нек-рые дисциплины естествознания. Рабле наряду с изучением античной естеств.-науч. лит-ры (Тео-фраст, Диоскорид, Гален) ввёл в обучение наблюдение природных явлений, а также знакомство с разл. ремёслами и иск-вами. В гуманистич. образовании 16 в. заметен интерес к изучению родного языка. Вивес, Элиот, Ашам пытались уточнить роль родного языка в шк. обучении, но рассматривали его гл. обр. как дисциплину, помогающую овладеть древними языками. Кассиодор, Мор, Монтень предусматривали преподавание на родном языке, не исключающее изучения древних языков. В отличие от ср.-век. системы образования с её принципом «учиться — значит ходить под розгой», в эпоху В. сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения- принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью (Альберти, Монтень и др.) сделала осн. критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Развитие естеств.-науч. знания, техники привело к появлению в 16 в. мысли о пользе реальных знаний. Педагоги В. настаивали на сознат, усвоении материала, размышлении над прочитанным. Преподаватели должны были развивать умственные способности и навыки самостоят, мышления учеников., а не «вливать знания, словно воду в воронку» (Монтень). Гуманисты обращали внимание на тщательный отбор и дозировку уч. материала, на использование на занятиях оригинала, а не извлечений из древних авторов. Они высоко ценили хороший стиль, поэтому для изучения отбирались лучшие произведения антич. лит-ры. Мн. педагоги В. выступали за разностороннее (энциклопедич.) образование, чередование занятий в течение дня (Витторино да Фельтре, Пальмиери, Рабле, Вивес). Постепенно формировался принцип наглядности обучения (Рабле, Монтень). Развивались идеи самообразования (Бру-ни, Ашам), были предложены возможности его осуществления (публичные лекции у Мора). Одни гуманисты выступали за шк. образование, доказывали его преимущество необходимостью единого воспитания для всех граждан, обществ, важностью воспитания и т. п.; другие, видя неудовлетворит. состояние современной им школы, были сторонниками домашнего образования. Все гуманисты придавали большое значение личности учителя: он должен быть не только образованным и эрудированным, но и высоко-нравств. человеком, способным стать примером для детей; в личности высоко ценились доброжелательность, чуткость, проницательность, знание индивидуальных особенностей детей. Гуманисты обращали внимание на низкую оценку в обществе труда педагогов, на их плохую подготовку (Эразм Роттердамский, Элиот). Важнейшее место в пед. системе В. занимало нравств. воспитание. В детях поощрялись и воспитывались активность, жажда похвалы и славы, любовь к родине, уважение к старшим, родителям и порицались праздность, лень, стремление к уединению. Одновременно воспитывалось умение владеть собой, достойно переносить испытания судьбы; нек-рые гуманисты (Веджио и др.) говорят о воспитании самоуважения. Необходимым элементом нравств. воспитания считалось воспитание целомудрия, уважения к религии, благочестие. Гуманисты указывали на связь воспитания и обучения, на необходимость всестороннего и эффективного воздействия изучаемых предметов не только на ум учащегося, но и на его сердце, чувства, волю. Воспитание не исчерпывалось моральными сентенциями, наставлениями и разъяснениями, в нём велика роль примера: высоко ценилось значение истории «как учительницы жизни», дающей образцы поведения; риторики и поэзии, эмоционально воздействующих на людей и также содержащих образцы достойного поведения. Деятели В. обращали внимание на роль скульптуры и живописи (портреты выдающихся людей и др.) в нравств. воспитании. Однако гл. роль, по мнению гуманистов, играют «живые примеры» (отец, учитель, добродетельный человек). Осн. метод нравств. воспитания в педагогике В. — поощрение и похвала. Отказ от телесных наказаний аргументировался заботой о воспитании сильного и гордого человека (из-за побоев формируется рабская душа), физич. вредом, ослаблением чувства естеств. любви к родителям, ненавистью к учёбе и учителям. У гуманистов появляется понимание роли труда в воспитании (Верджерио, Альберти, Мор). Монтень говорит о воспитании в путешествиях и общении с людьми. Важной частью педагогики В. было физич. воспитание, понимаемое гуманистами широко: как формирование не только здорового тела, но и здорового духа. Средствами физ—14. воспитания считались упражнения (гимнастика, воен. подготовка) и связанное с ними закаливание тела и духа; разнообразные физически активные виды отдыха (подвижные игры, прогулки на воздухе, танцы и т. п.); нек-рые гуманисты (Веджио, Пикколомини, Верджерио) обращали внимание на воздействие правильного питания и сна на физич. состояние человека. Спец. эстетич. воспитания в гумани-стич. педагогике 15 в. не предполагалось, хотя в размышлениях гуманистов всегда присутствовали эстетич. моменты (наслаждение поэзией, чтением книг, физич. занятиями); музыка в 15 в. осмыслялась гл. обр. с точки зрения её нравств. воздействия. В 16 в. роль эстетич. воспитания возросла; Кастильоне считал необходимыми занятия музыкой, живописью, т. к. они развивают вкус к прекрасному; в произв. Рабле и Элиота иск-ва (рисунок, резьба, музыка, живопись, скульптура) включены в процесс образования. Эразм Роттердамский, Вивес говорили о необходимости усовершенствовать образование и воспитание женщин; Бруни предложил программу жен. образования, Витторино да Фельтре осуществил его на практике. Мор поставил вопрос о равенстве образования мужчин и женщин. Деятели В. большую роль отводили семейному воспитанию, что отражало возросшее значение семьи как обществ, института в ту эпоху. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравств. атмосферы; в семье должны были заботиться о физич. здоровье детей, прививать им первые нравств. понятия; обязанность отца — обеспечить хорошее образование детям, к-рое гуманисты ценили гораздо больше, чем богатство. Пед. практика итал. гуманистов осуществлялась чаще всего в созданных ими частных школах, из к-рых более всего известны итальянские «Дом радости» Витторино да Фельтре и школа Гуарино Веронезе в Ферраре, на базе к-рой возник ун-т (1442). Оба уч. заведения были ин- 161 тернатного типа; в них учились не только итальянцы, но и выходцы из Германии, Англии, Франции, Венгрии и др. Воспитанники этих школ получали ср. образование, хотя по ряду предметов преподавание в них стояло на университетском уровне. В ун-тах, средневековых по характеру, гуманистич. образование развивалось слабо, за немногими исключениями (ун-ты в Ферраре, Павии, Флоренции, ряд нем. ун-тов, имевших гуманистич. кафедры). В 16 в. возникают гуманистич. уч. заведения, напр. Королевский коллеж во Франции, созданный по инициативе Гийома Бюде (1530). Была начата постепенная перестройка преподавания в ун-тах. Своеобразной формой образования в Италии были гуманистич. академии — объединения учёных и дилетантов, имевшие свободную организацию без уставов и правил (наиб, известны Платоновская академия во Флоренции, Академия Помпония Лета в Риме, Академия Альда Мануция в Венеции, ставшая одновременно и центром книгоиздания). В них читались лекции, устраивались обсуждения и диспуты на филос., науч. и лит. темы. Пед. мысль В. утверждала доступность образования независимо от обществ, и имуществ. положения ученика. Однако практически равные возможности, провозглашённые педагогами В., могли использовать только сравнительно узкие слои: выходцы из феод.-аристократич. и богатых гор. семей и дети гуманистов. В условиях рефеодализации Италии (16 в.) гуманистич. пед. идеи всё чаще становились достоянием феод, кругов. Утвердившееся в 15—16 вв. в ряде европ. школ классическое образование (отчасти под влиянием Реформации) начало терять гуманистич. содержание, свелось к формальному изучению классич. языков. Однако мн. пед. идеи 16 в. (введение родного языка, расширение круга изучаемых дисциплин, прежде всего естеств.-науч. цикла, критика учёного педантизма гуманистов-филологов, защита жизненно полезного знания, реальных наук) получили развитие и в 17 в. Пед. мысль В. оказала влияние на европ. педагогику теоретич. положениями, подтверждёнными практикой. Главными среди них были идея гармоничного развития, связь умственного, нравств. и физич. воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей и основанные на этом методы воспитания. Гуманистич. педагогика пыталась решать существенные проблемы связи природы и воспитания, образования и нравственности, природы и нравственности и др. Отд. дидактич. принципы педагогики В.: признание добровольного и сознательного характера обучения, принцип наглядности в обучении, самообразование, идеи всеобщего обучения и трудового воспитания и др. получили дальнейшее развитие. И с т о ч н.: Идеи эстетич. воспитания, т. 1, М., 1973; Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981; Итальянский гуманизм эпохи Возрождения, ч. 1 — 2, Саратов, 1984—88; W o o d-w a r d W. H., Vittorino da Feltre and other humanist educators, Camb., 1897, N. Y., 1'963; G a r i n E.,11 pensiero pedagogica delr Umanesimo, Firenze, 1958; его же, Geschichte und Dokumente der abendlдndischen Pдdagogik, Bd 2, [Reinbek bei Hamburg, 1966]; его же, Educazione umanistica in Italia, Roma-Bari, 1975». Лит.: Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения, M., 19102; Фридолиа П. П., Пед. идеи итал. Возрождения, «Изв. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та. Обществ, науки», 1929, т. 14, 16; Антич. наследие в культуре Возрождения, М., 1984; Возрождение: культура, образование, обществ, мысль, Иваново, 1985; W o p d w а г. d W. H., Studies in edu-cation during the age of the Renaissance, 1400—1600, Camb., 1924; S a i 11 a G., Edu-cazione dell'umanesimo in Italia, Venezia, 1928, Gar i n E., L'education de l'homme moderne. La pedagogie de la Renaissance (1400—1600), [P., 1968]; Mьller G., Bildung und Erziehung im Humanismus der italienischen Renaissanse, Wiesbaden, 1969; B o-w e n J., A history of western education, v. 2, L.. [1975]. H. В. Ревякина.

0 - 9 - A - B - C - D - E - F - G - H - I - J - K - L - M - N - O - P - Q - R - S - T - U - V - W - X - Y - Z
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

Абай кунанбаев
Абакумов
Абасзаде
Абовян
Абстракция
Абульханова
Абульханова
Аверинцев
Австралия
Австрия
Автоматизированная обучающая система
Автоматизм
Автономия
Авторитаризм
Авторитарное воспитание
Авторитет
Авторская школа
Агаян
Агинский бурятский автономный округ
Агрессивное поведение
Агропединституты
Агуайо
Адаптация
Аджария
Адлер
Адыгея
Азбукин
Азбуковники
Азербайджан
Айзенк
Аини
Академическая гимназия
Академический университет
Академия коммунистического воспитания
Академия педагогических наук ссср
Аккредитация
Аксарина
Акселерация
Активность
Активность личности
Аламдарян
Албания
Алгоритмизация
Алексий ii
Ален
Алжир
Алкоголизм
Алкуин
Алтынсарин
Алчевская
Альмединген-тумим,
Альт
Альтернативные школы
Амерлинг
Амонашвили
Аморальность
Анализ
Анализ
Анания ширакаци
Ананьев
Ahаtomo-физиологические особенности детей
Анвайлер
Ангола
Андрагогика
Андреев
Андреева
Андронов
Аникст
Аномальные дети
Анопов
Антипатия
Антипедагогика,
Античность
Апацаи-чере
Апперцепция
Апраксина
Априлов
Аргентина


Cтраницы: 1 2 3 4 5 6 7

 
  Новые слова  
Выегозить
Выедать
Выезжать
Сальдар
Сальдо
Сальдо к переносу
Чьюта
Круг
Яснослышание способность
Разделение властей
Разоружение
Реализм политический
Трускавец
Тугарин змеевич
Тужа
Гомеопатия
Гонорея
Грыжа
Всякий раз
Всякими способами
Всякого жита по лопате
Геноцид (гено + лат. caedere — убивать)
Гентингтона хорея (греч. choreia — хоровод, пляска)
Генуинный (лат. genuinus — врожденный, природный, подлинный).
Двенадцати таблиц законы
Двойное гражданство
Двойное налогообложение
Гаудиг
Гафури
Гачев
Игра не стоит свеч
Играть в бирюльки
Играть короля
Абушенко в.л
Александрова с.н
Александрович н.в.
Абак
Алтарь
Амфипростиль
Alpha testing
Alpha value (alpha level, alpha channel)
Alphabet алфавит lowercase
Абсолют (absolute)
Абхинивеша (abhinivesha)
Абхьяса (abhyasa)
PУБИН (Rubis)
PУНЫ
PЫБЫ (лат. Pisces):
Weабонент - subscriber
Адаптация - adaptation
Административная система
Абажур
Аббревиатура
Абзац
Неделя
Непорочны
Обедня
АБАЛАЦКАЯ "ЗНАМЕНИЕ"
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ
АБРАМОВ



  Электронный словарь On-Line
2008 -2009
ESLOVAR
Веб студия SKYLOGIC