| |
Вильнюсский университет
- осн. в 1579. Находился в ведении иезуитского ордена (именовался академией). Вначале имел 3 ступени: коллегия, фи-лос. и теологии, ф-ты; в 1641 учреждён юридический. В. 1750-х гг. на филос. ф-те созданы физ.-мат. и «гуманистическое» отделения, статус самостоятельных по отношению к философии дисциплин получили математика, физика, астрономия. Ун-т располагал библиотекой (осн. в 1570), астрономич. обсерваторией (1753), типографией, аптекой. В 1751 открыта коллегия для детей аристократов, дававшая высш. образование. После роспуска ордена (1773) перешёл в ведение Эдукационной комиссии, преобразован (1781) в Гл. школу Великого княжества Литовского с 2 ф-тами — физическим и нравств. наук; коллегия (как подготовит, отделение академии) упразднена, создана учительская семинария. После присоединения Литвы к России школа переименована в Гл. виленскую школу (1797). Здесь началось преподавание медицины (с 1781 отд. ф-т), химии, естеств. истории, иностр. языков и др. Получили развитие астрономия (проф. М. Почобут) и биология (Ж. Э. Жилибер и участник кругосветной экспедиции Дж. Кука эволюционист И. Г. А. Форстер), создан ботанич. сад. В 1803 Гл. виленская школа реорганизована в Виленский ун-т (4 ф-та, 32 кафедры). Играл значит, роль в просвещении и культуре литов., польск., рус., укр. и белорус, народов. При ун-те действовали Гл. семинария, готовившая католич. и униатских священников (1803), семи-варии для подготовки преподавателей гимназий (1817), учителей церк.-приходских школ и органистов (1819), ин-т
10 *
с. х-ва (1827), школы архитектуры и рисования, мед. клиники и лаборатории. Науч. трудами стали известны профессора ун-та: медики И. П. Франк, его сын И. Франк, Я. Ф. Вольфганг, биологи-эволюционисты Е. Снядецкий, Л. Г. Боянус, Э. Эйхвальд, историки И. Ле-левель, И. Данилович, И. Онацевич, Ю. Ярошевич, филолог Г. Э. Гродек. Среди воспитанников ун-та писатели А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Ю. И. Кра-шевский, геолог И. Домейко, востоковеды О. М. Ковалевский, А. И. Ходзько, О. И. Сенковский. В 1832 за участие студентов в восстании 1831 ун-т был закрыт. Вместо него были учреждены медико-хирургическая (существовала до 1842) и католич. духовная (до 1844) академии.
5 дек. 1918 пр-во Литов. республики предприняло попытку возродить В. у. 13 марта 1919 СНК Литов.-Белорус. ССР принял декрет об открытии Трудового ун-та в Вильнюсе. Он не успел развернуть работу вследствие захвата города польск. интервентами. Большинство преподавателей Виленского ун-та переехало в Каунас, где их усилиями был открыт (1922) ун-т. В Вильнюсе работал (с 1920) польск. ун-т, к-рый в 1939 реорганизован в литов. ун-т.
В 1940 В. у. стал сов. вузом. 17 марта 1943 ун-т был закрыт нем. оккупационными властями, возобновил работу после освобождения Вильнюса. В 1944/45 уч. г. в ун-те училось св. 1300 студентов. В 1953 открыто заочное, в 1958 — вечернее отделения. В ун-те сформировались крупные науч. школы по математике (И. Кубилюс и др.), физике (А. Юцис, П. Бразджюнас и др.), химии (Ю. Ма-тулис и др.), биологии (Т. Иванаускас и др.), литуанистике (Ю. Бальчиконис и др.), медицине (П. Норкунас, А. Марцин-кявичюс), философии (Э. Мешкаускас). В 1990/91 уч. г. В. у. реорганизован. В составе ун-та: ф-ты — матем., физ., хим., естеств., мед., ист., филол., экономики произ-ва и управления, торговый, экон. кибернетики и финансов, филос., юридический, коммуникаций (с ин-том журналистики) и др.; кроме них действовали Каунасский гуманитарный ф-т и ф-т повышения квалификации; св. 110 кафедр,
7 проблемных и 8 отраслевых н.-и, лабораторий, астрономич. обсерватория, ВЦ, науч. б-ка (ок. 4 млн. тт.); ботанич. сад.
8 ун-те училось св. 17 тыс. студентов, 220 аспирантов; занято св. 1500 науч. и науч.-пед. работников, в т. ч. ок. 300 профессоров и докторов наук, 1100 доцентов и канд. наук. В 1945—90 подготовлено ок. 50 тыс. специалистов.
Лит.: История Вильнюсского ун-та (1579—1979), Вильнюс, 1979.
А. Пирочкинас.
ВИНА, виновность, нравств. состояние человека, обусловленное нарушением им морального долга. Содержание понятия В. выявляется из её противоположности понятию правоты, к-рая признаётся за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий. Он ответствен перед обществом за собств. поступки и выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрёг принятыми моральными ценностями. Различается В. человека за поступки, совершённые преднамеренно (свободно), вынужденно (подневольно), по неосторожности и неумышленно. Осознание В. выражается в чувстве стыда,
147
муках совести, раскаянии. В морали В. влечёт за собой осуждение виновного др. людьми.
Юридически В. означает положение, в к-ром оказывается человек, нарушивший правовые нормы, совершивший преступление. В этих случаях В. является основанием для привлечения виновного к ответственности и определения судом соответствующего наказания.
Юрид. и моральные понятия В. следует отличать от понятия В. в религ. морали, согласно к-рой В. признаётся изначально присущим человеку свойством, следствием первородного греха, свершённого Адамом и Евой.
В теории нравственного воспитания традиционно считалось, что метод наказания, применяемый родителями и педагогами, и вытекающее из него чувство В. имеют принципиальное значение в нравств. становлении ребёнка. Однако пед. опыт показывает, что в результате наказания не обязательно возникает чувство виновности, т. к. у ребёнка может быть слабо развито нравств. сознание. В то же время ребёнок в состоянии ощущать себя виноватым не под воздействием наказания, а в силу нравств. осознания своего проступка. Нет также прямой связи между степенью наказания и глубиной порождаемого чувства. При этом физич. наказание имеет наименьший нравств. эффект; нравств. наказание (отказ в ласке, общении и др.) оказывает более сильное влияние на развитие самосознания ребёнка.
Р. Г. Апресян, А. Ю. Согомонов. ВИНЕКЕН (Wyneken) Густав (19.3.1875, Штаде, — 8.12.1964, Гёттинген), нем. педагог. Изучал теологию, философию, экономику (д-р философии, 1898). В 1900—06 работал в сел. воспитат. доме Г. Литца в Хаубинде. В 1906 совм. с П. Гехебом основал в пос. Виккерсдорф (Тюрингия) «свободную шк. общину» — сел. интернат, близкий по типу школам сторонников «нового воспитания» (существовала до 1933). В общине было введено (в отличие от сел. домов Литца) совм. обучение; преподавание носило светский характер. Наряду с традиц. предметными уроками практиковались творческие занятия, труд в огороде, саду, мастерских, в т. ч. для поддержания хоз. самостоятельности «общины» (управлялась учащимися и учителями). В. входил в состав её руководителей в 1906—10, 1919—20; власти неск. раз лишали его права на преподавание. В организации уч.-воспитат. процесса В. большое значение придавал усвоению учащимися техн. навыков и умений, выработке привычки к коллективному труду. Подчёркивал самостоят, ценность юности и воспитание рассматривал как формирование особой «молодёжной культуры». Выдвигал программу реформ шк. дела, направленных гл. обр. на ослабление «диктата взрослых», их полит, и идеологич. влияния на учащихся. В ФРГ были изданы его публицистич. сочинения, пропагандирующие идею «молодёжной культуры».
С о ч.: Schule und Jugendkultur, Jena, 192815; Jugend! Philister ьber dir!, Fr./M., 19652; в рус. пер. — Круг идей свободной шк. общины, М., 1922.
Лит.: Пинкевич А. П., Кр. очерк истории педагогики, Харьков, 1930; Пискунов А. И., Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII — нач. XX в., М., 1976, с. 293—94; С о h n J., G. Wyneken, Lpz., 1926. А. И. Пискунов.
| |