| |
Афанасьев
- Пётр Онисимович [1(13).2. 1874, дер. Апанасово-Темяги Тетюшско-го у. Казанской губ., — 20.8.1944, Москва], педагог, методист (рус. яз.), дер пед. наук (1940), проф. (1938). После окончания Симбирской чуваш, школы (1890) работал в нач. школе в с. Богдашкино Симбирской губ. Затем продолжил образование в Симбирской духовной семинарии (1898) и Моск. духовной академии (1903). В 1906 окончил экстерном Казанский ун-т. С 1903 преподавал в Симбирской, Рязанской, Поливановской учительских семинариях, Ярославском учительском ин-те. С 1918 в пед. вузах и н.-и, пед. учреждениях Москвы. Одновременно сотрудничал в «Вестнике воспитания», «Пед. вестнике» и «Журнале МНП», где выступил с критикой офиц. проектов школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья («Школы среди инородцев Казанского края до Н. И. Ильминского», 1913). Опыт обучения рус. яз. в нац. школе обобщил в «Метод, очерках о преподавании родного языка...» (1914). Изложенные здесь метод, идеи о поэтапном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии акцента и учёте особенностей системы родного языка учащихся впоследствии развиты им в «Метод, указаниях к обучению рус. грамоте нерус. учащихся» и «Грамматических таблицах по рус. яз. Для нерус. школ» (обе в 1938). После Окт. революции А. активно включился в строительство новой школы. Настаивал на принципиальной реконструкции уч. программ по рус. яз. в духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций (искусств, подача материала, преобладание готовых образцов и правил и пр.). Духовному становлению ребёнка, по мнению А., могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистич. явлениям (язык-вид индивидуального и социального творчества), на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. Гл. внимание, считал он, должно быть направлено на естеств. развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собств. мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе («Методика родного языка в трудовой школе», 1921).
Особое место на нач. ступени обучения А. отводил распространению звуковой системы обучения грамоте, предполагавшей определённую последовательность введения звуков и слогов, лингвистически целесообразные артикуляцион-но-фонетич. приёмы преподавания. Разрабатываемый А. звуковой аналитич. метод положен в основу букваря «Читай, пиши, считай» (1925), выдержавшего 24 издания. Параллельно исследовал наиб, эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сб. «Борьба за грамотность», 1925).
Исследование опыта отеч. языкознания (Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. В. Щерба и др.) в статьях кон. 30-х — нач. 40-х гг. и «Хрестоматии по истории методов преподавания рус. яз. в нач. школе» (1941) явилось составной частью работы А. над созданием совр. целостной метод, системы. Итогом этой работы стал учебник «Методика рус. яз. в ср. школе» (1944) для пед. вузов. Здесь единство разнообразных методических подходов и приёмов, предлагаемых А., непосредственно основывалось на анализе системных отношений в самом языке, связи между его сторонами: лексикой, фонетикой, морфологией, стилистикой и др.
Соч.: Активно-трудовой метод обучения, М. — П., 19242; Родной язык..., М., 1928е; К вопросу о методологии и методике рус. языка, РЯШ, 1929, № 3; Система методики рус. языка как науч. дисциплины, там же, 1931, № 1; Учебник рус. языка для нач. школы, М., 1933—4513 (соавт.).
Лит.: P с д о з у б о в С. П., П. О. Афанасьев, в сб.: Методисты сов. нач. школы, М., 1958. Д. А. Ермаков.
| |