| |
Гроций
- (Gotius) Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (1583- 1645) - голландский правовед, социолог и государственный деятель. Один из основателей буржуазного учения о естественном праве (см. Естественно-правовая теория), систематизировавший международное право. Мировоззрение Г. складывалось под влиянием нидерландской буржуазной революции XVI в. Главный труд - "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625) Г. написал для защиты "справедливости", которую попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы. Главный вопрос - как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, надо понять природу права.
Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Г. раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Г., - это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т.д. Хотя Г. в качестве источника права признает и "свободную волю бога", но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Г. понимает как естественное право. Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом". В целом правовая идея Г. имеет индивидуалистическую окраску.
Кроме естественного Г. признает еще и право волеустановленное, а именно право человеческое и право божественное. Человеческое включает право, источник которого - гражданская власть, и права народов, которое получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них". Г. утверждает, что источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.
В учении Г. имеют место еще несколько важных аспектов права. Первый - право в смысле качества действия, признака справедливости, право как определенная деятельность человека. С этим связан другой аспект - право как нравственное свойство субъекта, позволяющее ему действовать в соответствии с началами естественного права (законно). Это нравственное свойство Г.' называет способностью, а возможность законных действий, находящихся во власти самого субъекта, правомочием.
Г. как юрист не мог обойти проблему соотношения права и закона. Термин
"право" является синонимом термина "закон", только когда закон выступает обязывающей нормой "нравственных поступков". Но даже в этом случае закон не полностью тождественен праву. Г. соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком смысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его "повелением" и "законным правом". Законы - это средства, с помощью которых осуществляются права. Г. утверждает, что "право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".
Г. прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о "заключении союза" отдельными "рассеянными семействами против насилия" позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Г. поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства. Оно появляется "ради соблюдения права и общей пользы". Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти - государство, "совершенный союз". Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Г., таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и от-. дельными ее институтами.
Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выво-. ду о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья.
Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы "права народов" создаются стремлениями государств для пользы "обширной совокупности" сообщества людей.
Г. понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Г. призывал воюющие стороны смягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Г., так как мир является главной целью.
Для анализа проблем государства и права Г. выбирает умозрительный путь научного познания. В "Трех книгах о праве войны и мира" Г. использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Г.дедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями Г.
Лит.:Казарин А.И. Гуго Гроций как
политический мыслитель/ /Вестник истории мировой культуры, 1958, № 6; Offtn-walder P. Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius. Tubingen, 1950; Knight W.S.M. The life and works of Hugo Drotius. L, 1925. Тимошевская А.Д.
| |