| |
Беспоповщина
- множество толков раскольничьих, не признающих вовсе
нынешнего священства, утверждая, что со времени исправления церковных
книг настало царство антихриста; это же изуверное убеждение прилагают
они и к гражданской власти и порядку; это поморцы, спасовщина, нетовщина
и пр. Староверы, вернее старообрядцы, не уклоняются в догматах от
православия, а привязаны только к старым церковным книгам и обрядам и ко
всему, что таким почитают, напр. двуперстное сложение, осьмиконечный
крест, трикратное возглашение аллилуйя, писание и чтение церковных слов
по-старинному, одноголосное и гнусливое пение и пр. Из них образовалась
церковь Единоверческая или Благословенная. За ними следуют толки
поповщины, ищущие также в обрядах существенного различия, но принимающие
рукоположение, священство и таинства, требуя только исправления попа
по-своему и отречения его от обрядов господствующей церкви; посему эти
толки охотно принимают преступных и беглых попов и называются также
беглопоповщиною. Затем идет беспоповщина, до 50 мелких толков (к
которым, частию, переходит ныне и поповщина, по затруднительности
добывать попов), которые доводят привязанность свою к обрядливости,
почитаемой ими древнею, до крайних пределов нетерпимости, проклиная все
прочее и признавая всякое духовное и гражданское начальство
(православное) за орудие антихриста: по их мнению, седьмой фиал
апокалипсический пролился на землю, благодать взята на небо, царство
антихриста настало. Далее следуют уже не расколы, а ереси, потому что
спор идет уже не о обрядах, а о догматах; их три разряда: духовные,
созерцательные и нехристиане. Духовные: духоборцы, иконоборцы, молоканы;
созерцательные: христовщина, хлысты, шелопуты, скопцы; нехристиане:
субботники или жиды. Беспоповщинный, беспоповщинский, к беспоповщине
принадлежащий, относящийся.
| |